Обычно говорят не о "высоком" или "низком" искусстве, а об искусстве элитарном и остальном (народном, простонародном, бытовом и пр.). Причём только некоторые авторы специально определяют свои произведения в ту или иную нишу. В реальности процесс протекает несколько иначе.
Любое произведение искусства содержит в себе несколько смысловых слоёв. Большинство - 2-3 смысловых слоя, выдающиеся произведения - более десятка, а гениальные - вообще бесконечно многозначны. Связано это с символической природой художественного образа.
Неподготовленный зритель, привыкший воспринимать художественное произведение на уровне бытовой культуры, в любом творении схватывает первые поверхностные смысловые слои. Зритель, понаторевший в практике восприятия, работает, как правило, с 4-5 смысловыми слоями. Выдающийся зритель воспринимает больше. Но поскольку выдающихся зрителей единицы (это специальное искусство), да и просто подготовленных мало, то большинство воспринимают произведение на уровне сюжета и, может быть, некоторых выразительных штрихов. Для подавляющего большинства произведений этого оказывается вполне достаточно. Автор и сам не предполагает более глубокого видения. Подобные произведения для знатоков (в хорошем понимании слова) оказываются неинтересными, так как быстро себя исчерпывают. К ним нет необходимости обращаться вновь и вновь, стремясь найти что-то новое для себя. Как правило, такие произведения и оказываются в нише, которую Вы называете "низким искусством". Однако лучше назвать такое искусство простым. Тут могут быть довольно сильные, но простые идеи. И такое искусство нередко оказывает сильное влияние. Но не на отдельных зрителей, а на массы. И очень важно, что такое искусство не плохое. Оно иное.
С многозначным произведением искусства тоже не всё просто. Если первоначально зритель не "хватает" большинство смыслов, то со временем происходит привыкание к произведению. Поверхностные смыслы кажутся уже банальными, и зритель невольно начинает искать иных, более глубоких смыслов. Помогает этому процессу и активное обсуждение произведения в социуме, и изменение социального мировоззрения, которое настоящий художник всегда предугадывает. Потому нередко произведения, первоначально воспринятые лишь знатоками, входят позже в массовый обиход.