Как ни странно, очень много у меня всплыло в памяти фильмов про возрастных героев. Надо их как-то классифицировать, потому что по каждому названию, конечно, не напишешь внятный отклик.
Зарубежные драмы
Из серьёзных драм, затронувших меня как зрителя, сразу вспоминается крутейший ветеран, решивший покончить с собой. По нынешним меркам, не такой уж он и немолодой. Аль Пачино тогда на съёмках было всего лишь слегка за полтинник. Но для меня, двадцатилетнего зрителя, это был, конечно, глубокий старик. Мне и тогда, и сейчас (до пересмотра фильма) по-прежнему кажется, что так жить, слепым, никому не нужным, невыносимая бессмысленная пытка. Но как пересмотришь, так море по колено – хочется творить, любить и наслаждаться каждым мигом.
Интересный фильм с финальным перевёртышем. Собственно, чтобы не плодить спойлеры, больше про него ничего и не скажешь. Немного по-другому смотришь даже на собственное прошлое.
Классика пенсионерского жанра. Персонаж, ставший нарицательным. Кстати, Фриману на съёмках тоже было 52 года (как и упомянутому Аль Пачино), но Оскар за грим был выдан не зря – актёра прекратили в глубокого старика. Причём постепенно, так как действие фильма разворачивается на протяжение двадцати лет.
Мощная Оскаровская работа позапрошлого года. К сожалению, не столько любимый фильм для меня, сколько эксперимент. Впрочем, вполне удачный.
Сразу две ленты Клинта Иствуда. Сам на покой не уходит и своим героям не велит. Ещё в 2008 году после "Гран Торино" про него писали: "А ему уже семьдесят восемь лет!" Соответственно, через десять лет, когда вышел "Наркокурьер", уже не понятно было, что и писать.
Мне эта тема с машиной дико нравится. У самого есть такой вот фетиш, про который невольно думаешь, а что с ним будет, когда буду старым или помру. Для кого я его берегу, может ли он ещё кого-то порадовать по-настоящему? Красивая история.
Что касается "Наркокурьера", то поражает и реальная история дедули из этого фильма. Вот уж поистине, никогда не знаешь, когда что в жизни придёт.
Отличный фильм женщины-режиссёра из Германии Марен Аде. Периодически появляются фильмы с удивительно небанальной подачей вроде бы простой истории. Что-то такое, ради чего мы все и любим кино – нас удивляют, увлекают, веселят и трогают до глубины души. Довольно редко это бывает, чтобы фильм был ещё и смотрибельным. Тот самый арт-мейнстрим. Это именно оно. Голливуд планировал переснять эту картину. Пока не сподобился. Ну и славно.
Не знаю, можно ли к этому списку отнести фильм про женщину, которая вроде как вечная. Поэтому молодая или немолодая – это уже не та характеристика. Конечно, прежде всего фильм интересен, как то самое Букингемское закулисье и потрясающая работа Хелен Миррен. Вот уж у кого карьера взлетела к седьмому десятку. Кто и как ещё тебе даст понять, что жизнь может начаться в любом возрасте?
Зарубежные комедии
В своей тарелке Миррен и в комедии "РЭД". Здесь уже и Фримен, которого гримировать под старика больше не требуется, и другие известные ветераны. Прекрасный юмор, крепко сколоченная пародия на боевики, и тем обиднее, что сиквел получился невероятно слабым. Вроде всё то же самое, но интонация первого фильма была безвозвратно утеряна.
А вот как ветераны работают на полном серьёзе. Честно говоря, этот фильм учит только одному – не сдаваться, как Сталлоне. Как говорят в Голливуде: "У нас тут есть только два типа карьер – длинная и короткая".
Отличная трогательная история про дружбу школьника и старикана Мюррея. Из разряда "Вредных советов" Остера. Впрочем, всё заканчивается пристойно. Хотя беременная стриптизёрша – это, конечно, дичь.
Ладно. Если уж мы ступили на тропу дичи, то не могу не вспомнить про этого дедулю. Окей, тут морали, пожалуй, поменьше, чем в любом другом из упомянутых фильмов, но вдруг вы хотели просто похохотать.
Этот забывчивый старикан – загвоздка для съёмочной группы британского сериала. Юморной и трогательный фильм, благодаря которому я понял, что во всём мире киносъёмочный процесс абсолютно одинаковый.
Несколько фильмов для любителей Николсона. Комедии на любой вкус. И все преимущественно о том, что жить не поздно, если всё ещё хочется.
Ещё немного легкомысленности. Американской.
И южноамериканской.
Ну и ещё.
Советский аналог "Шедевра". Почему-то с детства запомнил истину, что если хочешь что-то спрятать, то оставь это на виду. Не знаю, правильный ли это был вывод из фильма.
Фильм шестидесятипятилетнего Феллини. С Мастрояни и Мазиной примерно того же возраста. Прекрасная пародия на медийный мир. Это Федерико ещё до эпохи соцсетей не дожил.
И советский аналог. Впрочем, нет, конечно, не аналог. Совершенно про другое. Более советское. Вроде бы тоже обличающее, но, к сожалению, не понятно, что.
Вспоминая этот фильм, думаю только о том, как всё странно и нелепо было в детстве. Мои тётя с дядей пошли на этот фильм в кинотеатр и взяли с собой меня, маленького мальчика. Зачем? Почему? И я ведь сидел и слова не сказал. Очень был послушный. Совершенно непонятное для меня тогда – дом престарелых, какие-то люди, ведущие себя как дети, решётки на окнах, что происходит, что я здесь делаю.
Также вспоминается несколько российских фильмов.
Считай, противоположность всем тем фильмам, которые были названы ранее. Хотя свои смыслы главный герой нашёл. Отмолил. И Мамонов свой фильм нашёл. Когда фильм попадает в списки, то это значит, кто-то из его создателей свой фильм нашёл.
Вполне себе такой фильм мог бы быть и в Голливуде. Отчаянный старик наводит порядок силовым методом. Это уже не про то, как найти своё место в жизни. В 90-х как-то не об этом думали. Здесь пожёстче – о чести, о справедливости. И, конечно, не сработала бы многоходовка Иствуда из "Гран Торино". И нельзя уже было остаться законопослушным гражданином. Это наша трагедия той эпохи.
Грустная пародия Рязанована тот мир, что нас в 90-х окружал, с участием всех пожилых актёров, которых только можно было собрать в тот год. Некоторых ещё и дополнительно состарили – не столько гримом, сколько великолепной актёрской пластикой.
Неплохой фильм про потерявшихся людей режиссёра Карена Оганесяна. Пожалуй, многовато рефлексии в завершение всё-таки антиамериканской истории мечты, но попытка засчитана.
И напоследок – фильм, который мы с коллегами, режиссёром Евгением Шелякиным, сняли в Таиланде. Сценарий Константина Чармадова – это выдуманная история сына про своего отца. Костя хотел бы папе таких приключений. Отец прочитал сценарий и ему понравилось. По-моему, лучшая роль Михаила Гомиашвили.