Обычно, если заказ крупный, работают по предварительно составленному договору, где прописаны сроки выполнения работы, условия и сроки оплаты. Если по этому договору исполнитель все условия выполнил, а заказчик нет, то заказчик не сможет использовать результат работы, так как условия договора не выполнены, передача прав на использование результата не состоялась. На следующий день после указанного в договоре последнего дня оплаты, можно задать вопрос, что случилось, не произошли ли какие-то форс-мажорные обстоятельства. Возможно, задержка перевода в банке, авария или ещё что-то. Если заказчик не отвечает несколько дней, то нужно напомнить, что без оплаты им нельзя пользоваться результатами работы. Даже если они уверены, что со стороны исполнителя не все условия выполнены, результатами пользоваться всё равно нельзя. Если заказчик не появится в ближайшие дни и, например, не предложит перенести сроки оплаты и составить новый договор с новыми сроками, то можно сообщить, что вы планируете решать вопрос о возмещении в судебном порядке. Дальше уже решать, выгодно вам судиться или нет.
Если заказ мелкий и выполняется по устному договору без предоплаты и заказчик пропал после выполнения работ, то можно сообщить, что вы не получили оплату. Для себя отметить, сколько денег и за какой проект не оплачено. Если этот заказчик объявится через какое-то время с предложением нового проекта, то напомнить, что сначала нужно оплатить предыдущий заказ. И таким образом можно дисциплинировать и отсеивать несерьёзных мелких заказчиков и оставлять только самых лучших и ответственных.