Улыбаясь.
Шутка, да :)
Это непростой вопрос. Хотя кажется простым.
Я знаю многих не то что врачей, но и психотерапевтов и психологов, которые бы ответили просто:
Никак. Если не падает. А иногда, даже если падает
— и они правы.
Конечно, это в какой-то мере метафора и гипербола, существует целая наука, медицинская деонтология, где тема поддерживания по сути является ключевой.
В наиболее общем виде поддерживание пациента означает следование трём базовым принципам:
- гуманность и милосердие. Подразумеваются также внимательность, забота, сострадание, доброжелательность — и разумеется "не навреди", PRIMUM NON NOCERE
- уважение достоинства пациента. Признание его свободной (автономной) личностью, вне зависимости от любых обстоятельств
- справедливость. Отношение к пациенту и готовность оказать ему помощь не должны зависеть от его статуса, возраста, достатка, личных убеждений или предпочтений и так далее. Он просто пациент
— я изложил эти принципы не совсем "как в учебнике", но все эти слова в учебниках есть. Как и в разных медицинских этических кодексах.
Давайте однако вернёмся к психологии.
Поддерживать в чём?
От ответа на этот вопрос зависит ответ на Ваш.
Даже если пациент (или клиент) уверенно держится на ногах и не порывается выйти в окно, мы можем обнаружить в нём разные "неустойчивости".
- надежда на исцеление или на помощь
То, что человек находится у вас в кабинете или иным образом взаимодействует с вами, уже подразумевает надежду. Однако он может её потерять, разувериться. Это может быть хорошо и правильно, если он рассчитывает на чудо без малейших усилий со своей стороны, но лишь в какой-то мере. Надежда — главный мотиватор его сотрудничества с врачом или психологом. А иногда это единственный мотив "что-то делать".
Надежда поддерживается прежде всего вашей собственной уверенностью. Мы не волшебники; но у нас есть знания и опыт. А кроме того, мы не одни. За нами стоит профессиональное сообщество, другие люди, весь мир в конце концов. Если хотите, реальность.
Мы не всегда можем всё, но если мы честны и не претендуем на "монополию", всегда можем сами обратиться за помощью. Наша уверенность основана не на нашей исключительности, а наоборот, на нашей общности. Мы есть реальность — именно это мы честно и уверенно "транслируем" пациенту или клиенту.
Доверие к вам ещё не означает, что надежда обоснована. Допустим, вы можете помочь, но хотите ли? Сама потребность в помощи невольно связывается человеком с некоторой ущербностью. Даже если он самоуверен и требователен. Будете ли вы ему помогать, как другим?
Важно дать понять, что он достоин внимания независимо от своего состояния. Что болезнь или "проблемы" никак на это не влияют, какими бы они ни были. Равно как его возраст или иные особенности, в том числе качества характера, нравственность, запах, национальность и количество зубов.
Это тонкий момент: некоторые считают болезнь или "трудности" основанием для повышенного внимания. Я абсолютно уверен, что так не должно быть.
Необходимо всячески демонстрировать, что наша внимательность к пациентам или клиентам определяется лишь тем, что они люди и пришли к нам на приём. Они точно такая же реальность, как и мы.
Тем не менее, ощущение самоценности поддерживается именно вниманием:
— представляешь, сорок минут рассказывала ему о своих страхах, он меня ни разу не перебил... Удивилась; потом смотрю — а он спит...
— вообще-то, я его понимаю
— я его тоже понимаю. Но больше к психотерапевту не пойду
— это реальная история :)
Внимание и контакт. Я говорю не о "раппорте", а о элементарном чувстве контакта. На мой взгляд желательно сохранять его непрерывно.
Некоторые врачи (и психологи) жалуются, что пациенты (или клиенты) их "не слышат". Это не имеет прямого отношения к вопросу, а вот в обратную сторону — да. Бывает, что пациент на понимание не рассчитывает, или считает себя более умным. Или уникальным настолько, что понять его состояние никому не под силу. Но даже в подобных ситуациях мы всё же взаимодействуем с человеком. Общаемся.
Важно понимать, и важно поддерживать в нём чувство понимания. По крайней мере его слов. Как?
Элементарно, Ватсон. Проверяя своё понимание простым повторением. Задавая уточняющие вопросы. Иногда переспрашивая или выражая согласие. Углубляясь в тему. Присоединяясь к его точке зрения (но не обязательно разделяя её). Смеясь над шутками, если он шутит.
Даже если он высказывает совершенно дикие на наш взгляд мысли, ни в коем случае не стоит его разубеждать. Следует отнестись к ним с уважением, даже если он сам над собой смеётся.
Юмор — мощнейшее оружие взаимопонимания и сотрудничества, а также терапии. Однако сначала — уважение, доверие и принятие.
Это всё, разумеется, далеко не всё.
Мы поддерживаем пациента или клиента во многом: его уверенности в своих силах, принятии себя, свободном принятии решений, следовании решениям, лёгкости отношения к своим трудностям и так далее и так далее...
По мере того как это требуется и будет эффективно.
Однако основные способы видны уже из предыдущего: это эмпатия, честность, явно выражаемое согласие, доброжелательность — и наши собственные организованность, надёжность, следование договору.
Это всё не про "физику", а про психику.
И да, когда поддерживать не в чем, поддерживать незачем. Грубо говоря, если человек никуда не идёт, не мешаем.