Оперантное обучение.
Оперантное обусловливание — это влияние последствий поведения на само поведение, под последствиями понимают изменения в окружающей среде (изменение стимула), которые происходят сразу после поведения и влияют на частоту возникновения этого поведения в будущем. Понятие оперантного обусловливания введено Б. Ф. Скиннером. Б. Ф. Скиннер сформулировал концепцию оперантного обусловливания после многолетних экспериментов на животных, проведённых им в университете Гарварда.
Подкрепление и наказание — это два инструмента, с помощью которых происходит модификация оперантного обусловливания. Всего существует 5 видов его последствий:
Положительное подкрепление — сразу после поведенческой реакции предъявляется стимул, который приводит к увеличению частоты возникновения этого класса реакций в будущем.
Отрицательное подкрепление (избегание) — сразу после поведенческой реакции некий аверсивный стимул убирается из окружающей среды, что приводит к увеличению частоты возникновения этого класса реакций в будущем. В экспериментах Скиннера, таким стимулом был громкий звук внутри коробки. Когда крыса нажимала на рычаг, звук прекращался, таким образом, поведение крысы получало отрицательное подкрепление.
Положительное наказание — сразу после поведенческой реакции предъявляется аверсивный стимул, и это приводит к тому, что частота возникновения поведения в будущем уменьшается.
Отрицательное наказание — после поведенческой реакции из среды убирается желаемый стимул, и это приводит к уменьшению возникновения этого поведения в будущем.
Угасание — ослабление поведенческой реакции до уровня, наблюдаемого до начала подкрепления, либо полное её исчезновение в результате прекращения ее подкрепления. В прикладном анализе поведения также применяется процедура гашения, то есть процедура формирования угасания путём отмены подкрепления. В процессе применения данной процедуры обычно возникает угасательное обострение, то есть увеличение частоты реакций сразу после отмены подкрепления. Пример: сначала крыса много раз получает пищу после нажатия на рычаг, затем пища перестает поступать после нажатия рычага; со временем крыса начинает нажимать на рычаг всё реже и реже.
Согласно теории поведенческой психологии бихевиоризма, внешняя среда – это самый важный фактор формирования навыков, а ключевую роль играют ассоциативные связи, которые организм создает в результате жизненного опыта.
Если Павлов вывел закономерность формирования условных рефлексов, то Скиннер пошел еще дальше: он описал свои научные наблюдения и возможные способы влияния на поведение организма, и назвал их «оперантное обусловливание» (или оперантный бихевиоризм) – процесс формирования ассоциаций между поведением и его последствиями.
Именно идея оперантного обусловливания состоит в изучении формирования поведения человека. Сначала она была сформулирована по аналогии наблюдения за реакцией животных в лабораторных условиях. Поэтому «обусловливание» – это создание необходимых условий, которые дают возможность управлять поведением.
Правила эффективного оперантного обусловливания:
Простая инструкция.
Легкое начало.
Позитивный процесс обучения.
Регулярная система подкреплений.
Четкая методичность процесса обучения.