Идеальный ужин? Что-нибудь особенное? Например форель в бренди, иберийский хамон или икра в мадере? Может быть японский самый дорогой стейк, который по вкусу как вареные яйца? А может быть что-то национальное? Которое растёт в аквариуме? Тогда, к примеру, японские суши? Или креветки? Есть разные блюда, можно заказать, например, фаршированную свинью. Можно заказать, например, утку по-французски. Можно, например, индейку по-сански. Может быть всё что угодно! Не всё так просто. Прежде чем заказывать ужин, нужно сначала его увидеть. Только когда вы увидите своего идеального спутника на этой встрече с самим собой, только когда вы увидите его лицо, как лицо старого знакомого, вы можете быть уверены, что перед вами - идеальный кандидат для вашего идеального ужина. Именно тогда вы можете сформулировать и записать то, что представляет собой идеальный ужин. Но как это сделать? Сначала важно понять, что же представляет собой этот идеальный ужин. Как выясняется в самых глубоких и замысловатых справочниках, идеальный ужин - это гастрономический эксперимент. То есть это переживание, как будто вы сидите у себя дома и едите какое-то блюдо. То самое, которое вы видите у себя в тарелке. Понятно, что это совершенно особенное блюдо. Если мы говорим о правильном питании, еда имеет для человека определённый смысл. Правильно ли мы едим, просто приятно нам это или нет, — мы в состоянии оценить только тогда, когда мы испытываем удовольствие от процесса поглощения пищи. Поэтому, чтобы испытать с помощью еды опыт радости от прожитого дня, необходимо точно установить, что и как мы едим. Вот здесь и начинается спор о вкусе пищи. Некоторые люди не понимают, как с помощью еды наслаждаться жизнью. Они начинают думать, что еда означает просто гастрономическое событие и это не может быть актом наслаждения жизнью. А другие считают, что цель и смысл еды — это именно наслаждение от пищи, и тогда именно эта пища является истинным и настоящим удовольствием. Такое мнение, как мы уже говорили, разрушительно для человечества, и здесь нужно остановиться. То, что два разных варианта системы питания могут быть соединены в одно блюдо, или, точнее, в несколько различных блюд, означает только то, что должна существовать определённая комбинация вкусов, которую и воспринимает человек. Это не важно. Важно другое. Когда мы едим, мы воспринимаем вкус пищи, как и любой другой объект, только потому, что у нас есть соответствующий орган чувств, способный к восприятию. А когда у нас не возникает ощущения вкуса, всё происходящее вокруг совершенно непонятно. При этом только моя мысль, думаю, находится в состоянии полного соответствия с тем, что воспринимается органами чувств. Дело в том, что вкус пищи, как и сами ощущения, тесно связаны с тем, что связано с нашей личностью, с нашими мыслями. Мы чувствуем то, что переживаем сами. Если бы вкус отсутствовал, наше тело устроено было бы по другому. Видимо, вкусовые рецепторы, как это ни парадоксально, тоже обладают в некотором роде сознанием. Вы можете съесть всё, что хотите, потому что во все наши органы чувств проникает лишь небольшая часть впечатлений, а мозг обрабатывает информацию точно и безупречно. В этом смысле он намного эффективней и совершеннее человеческого. Но не надо спешить – так думать нельзя. Вы – человек, и вы должны учиться. А учиться надо не тогда, когда еда появилась, а когда вы научились есть без вреда для себя. А как? Вы знаете только то, что вы вкушаете, так научитесь же получать удовольствие от того, что едите. Вот почему, как только появилась еда, вы испытали такой прилив сил, проснулись, и от воспоминаний о каком-то не очень вкусном эпизоде на какое-то время стало светло и весело на душе. Всё-таки это приятно, когда у вас в тарелке свежая икра! Вы получили от еды удовольствие, и это не было фальшью. Это было подлинным удовольствием, и другим это вряд ли под силу. Но попробуйте узнать, что чувствуют те, кто на вас смотрит, потому что, если вы этого не узнаете, ваша жизнь утратит смысл и прекратит своё существование. Думая о еде, вы непременно попадёте в зависимость от вашего животного начала и сумеете стать игрушкой его инстинктов. Вам нужно научиться замечать то, что вы едите, и по мере возможности отстраняться от этого. Вы должны пытаться увидеть в еде вашу свободу. Она в том, чтобы принять в себя дар и признать в нём то, что он даёт. Такое принятие не требует от вас никаких усилий, и через него вы ни к кому не привязаны. Ваша еда не живёт с вами и приходит в ваш рот точно так же, как приходят в него мысли о том, что вы голодны .. Когда вы придёте к этому осознанию, вы перестанете выбирать, что именно вы едите. Вы перестанете заботиться об этом и начнёте воспринимать пищу как она есть. И даже ваша следующая трапеза будет лучше той, которой вы наслаждались несколько минут назад. Пусть это знание иногда пугает вас, это — подлинное открытие, и его нужно принять, как приняли люди в древние времена на раскопках : когда они видели сломанный зуб, они понимали, что в мире осталось ещё много боли и ещё много незнакомых им людей. Они открывали душу новому опыту, и этот опыт обогащал их опыт. Поэтому, когда я ем , я нахожусь в медитативном состоянии — я просто открываю для себя новый мир. Но не принимайте это за нечто само собой разумеющееся. Мне бы хотелось показать вам, как можно найти свой собственный мир.