Здесь важно понимать, что учитель в этом фильме - всего лишь образ. Этим образом режиссер пытается нам показать, что есть огромная разница между литературой и преподаванием литературы. Конкретные методы этого учителя могут отличаться от тех, которые применил бы другой человек. Но суть в том, что литературу нельзя вместить в рамки школьного учебника, программы, и в том, что независимо от этапа изучения предмет "литература" должен доставлять ученику удовольствие, задевать струны его души и побуждать его, черт побери, к прекрасному.
Кстати, литература и должна побуждать в юношах тягу к иррациональному (как говорили герои Стругацких) "он у меня начнет желать странного), и конечно же, тягу протеста. Вся хорошая литература протестна или скрыто протестна.
Что делает герой фильма - не так важно. Я был на его месте, поэтому могу поделиться своими впечатлениями.
Практика в 8 классе. Я пришел на урок к своей учительнице, и прослушал лекцию о Тургеневе и Айседоре Дункан. Это был потрясающий урок - потому что она эту лекцию не произнесла, не прочитала, не протараторила, а .... проорала. Это выглядело как-то так "Петров! Не сметь ковырять ручкой в носу! Айседора Дункан была прерасной женщиной, Вы, оболтусы и лодыри!"
В классе никто не читал ничего, отличники списывали с книги. И мне дали урок по Хаджи Мурату. Я придумал вот что - я стал пояснять суть этого произведения на современных коротких произведениях, в частности, на стихах Высоцкого. Проще говоря - я стал в классе читать тексты. И они стали слушать! Самого Мурата они не прочитали, но на один-два урока я все-таки таким подходом дал им понять, что литература - это больше, чем скука, тоска и казенщина.
И через неделю они прочитали Мурата.
Вот что такое - герой этого фильма. Он показывает им, как работает литература, а они ему верят.