По статистике, больше половины населения России с высшим образованием работает не по специальности. Выпускники вузов идут на работу, никак не связанную с тем, что они учили.
Причин много. Когда школьники готовятся к поступлению, они плохо разбираются в рынке труда. Профориентации в школах нет, и подросткам, по сути, все равно, куда идти. При этом одних поджимает армия, других — родители, третьих — общий культ диплома о высшем образовании, существующий еще с советских времен. Но если в СССР диплом вуза мог гарантировать трудоустройство и зарплата зависела от него напрямую, то за последние 30 лет его ценность девальвировалась.
Но учиться нужно! Важно делать это осознанно. Высшее образование дает набор полезных навыков, учит обрабатывать информацию, налаживать социальные связи. Но часто вуз выбирается только из-за маленького конкурса, низкого проходного балла, подходящей стоимости. Потом же оказывается, что в институте учат на материалах и понятиях, относящихся к середине 90-х. Выпускники спустя пять лет зубрежки понимают, что мир ушел далеко вперед, а их специальность уже устарела. При этом за все долгое обучение у них не было шанса получить реальную практику. В результате выпускники попадают в замкнутый круг: они не могут получить опыт работы, когда без опыта их никуда не берут.