Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть ли у арбитражного управляющего чёткая методика для определения потенциальной платежеспособности должника ?

Восстановление платежеспособности, по сути, – это комплексный экономически обоснованный план, его стратегия опирается на отраслевые особенности, на анализ рынка. Но существуют ли чёткие правила, по которым действует арбитражный управляющий?
Юриспруденция
Виктория Смирнова
Юриспруденция
  · 7,0 K
Арбитражное управление  · 9 февр 2023  · dzen.ru/bankrotstvo_pro
Правила, конечно, есть. Но они а) нечеткие, б) зачастую "морально" устаревшие, в) с невнятными правовыми последствиями. 
  1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
Как известно, арбитражный управляющий должен проводить анализ финансового состояния: ст. 70  Закона о банкротстве (Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Этот анализ,   как известно, регламентируется  Правилами проведения анализа (Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утверждёнными постановлением Правительства РФ №367 от 25.06.2003 г.). Анализ заключается в  исследовании В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТИ  ряда коэффициентов/показателей, основные из которых: абсолютной ликвидности, текущей ликвидности, обеспеченности должника его активами, платёжеспособности по текущим обязательствам. Но какое правовое значение они имеют?
Во-первых, Анализ представляется собранию кредиторов наряду с иными документами по итогам процедуры наблюдения. Следовательно, воля участников собрания  на введение процедур  восстановления платёжеспособности (например, внешнее управление, финансовое оздоровление), а не процедуры ликвидации (конкурсное производство), будет формироваться НЕ ТОЛЬКО под влиянием этого документа.
Во-вторых, на сегодняшний день методика проведения Анализа "морально" устарела. Поскольку все эти показатели в соответствии с Правилами проведения анализа должны рассчитываться по КВАРТАЛЬНЫМ балансам. То есть эти Правила вводились в действие, когда представление квартальных балансов в налоговый орган являлось обязательным. В чем же парадокс?
Анализ должен делаться не менее чем за двухлетний период до возбуждения дела о банкротстве + за период ведения этого дела. Выражаясь, примитивно, должны исследоваться примерно 10 "мини-периодов" (8 кварталов до возбуждения дела  + период ведения самого дела, который для процедуры наблюдения, примем условно, за 2 "мини-периода".) По каждому «мини-периоду» высчитывались показатели, после - они сравнивались между собой.
Однако когда квартальные балансы были «упразднены», получилось, что «мало что  можно анализировать». Ведь в новой «раскладке» сравнению между собой подвергались только 2 два ГОДОВЫХ периода. А третий  период - во многих случаев оставался без анализа (при условии, что период после возбуждения дела и до даты  анализа находится «внутри» календарного года).  То есть точность исследований значительно «огрубилась», а в некоторых случаях - исследования, основанные на этих Правилах, провести невозможно в принципе.
  1. ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ «ПРО ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТЬ», СОСТАВЛЯЕМЫЕ УПРАВЛЯЮЩИМ
А) Заключение по итогам проверки признаков преднамеренного, фиктивного банкротства (см.  Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утверждённые постановлением Правительства РФ от N 855 от 27.12.2004 г..) Оно имеет ту же «КВАРТАЛЬНУЮ» проблематику, что и Правила проведения анализа, а кроме того - «шлейф» вопроса о том: являются ли они официально опубликованными?
Б) Заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника (см. п. 2 ст. 67 Закона о банкротстве). Оно представляет результат самостоятельного анализа, не обусловленного признаками преднамеренного, фиктивного банкротства. Методика проведения этого анализа на нормативном уровне фактически не установлена.
В) Анализы результатов финансовой, хозяйственной, инвестиционной деятельности (см. абз. 3 п. 2 ст. 20.3 Закона о банкротстве). Методика проведения их на нормативном уровне, как и в предыдущем случае,  не установлена.
Фактически ВСЕ эти документы являются документальным обоснованием потенциальной платёжеспособности/или неплатёжеспособности должника. 
Г) Кроме того, согласно п. 3. ст. 70 Закона о банкротстве временный управляющий в части выводов о  ВОССТАНОВЛЕНИИ ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТИ должен учитывать также  документы, о гос. регистрации прав собственности и результаты инвентаризации имущества. При этом существует известная проблема вокруг ФАКТИЧЕСКОЙ невозможности проведения инвентаризации арбитражным управляющим в наблюдении (при отсутствии  на то воли у должника). Хотя - это  было бы целесообразно в целях «актуализации» сведений об имуществе.
Д) Приведу пример использования всех названных документов в совокупности. Одной из первых моих процедур арбитражного управления (в начале «нулевых») - являлось внешнее управление. Которое было введено при НЕВОЗМОЖНОСТИ восстановления платёжеспособности должника согласно Анализа финансового состояния, с одной стороны, но с учётом  признаков преднамеренного банкротства в соответствующем заключении и анализа "порочных" сделок, с другой стороны (отчуждения товарных знаков, вывода иных активов). Именно последний документ (а не Анализ финансового состояния) и убедил кредиторов, а затем - суд,  ввести внешнее управление. 
  1. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАЗВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ 
Вместе с тем, собрание кредиторов - не связано выводами арбитражного управляющего, и может принять иное решение, чем то, которое предлагает  управляющий. И никакого обоснования для голосования  кредитору, как правило, не требуется. То есть - возможность восстановления или не восстановления платёжеспособности должника может определяться основным кредитором/группой кредиторов фактически произвольно, и будет выражено в РЕШЕНИИ СОБРАНИЯ КРЕДИТОРОВ об обращении в суд за той или другой процедурой. 
Кроме того, и арбитражный суд не всегда  связан волей собрания. И не смотря на то, что Закон о банкротстве предписывает арбитражному суду в конкретных случаях руководствоваться решением собрания кредиторов (ст. 75), существуют отдельные судебные акты, когда выносилось иное решение, например, при квалификации действий основных участников собрания, как злоупотребления.
Но как раз в последнем случае и вырастает роль документов, касающихся восстановления платёжеспособности, составляемых арбитражным управляющим. 
  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ «ПРО ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТЬ»
А. Судебная экспертиза. (п. 3 ст. 50 Закона о банкротстве).
Как известно, суд вправе назначить экспертизу. В том числе и по вопросам  восстановления платёжеспособности. Например, при конфликте мнений о введении следующей процедуры банкротства. Однако далее возникает парадокс: у экспертного учреждения, назначенного судом, НЕТ ОБЯЗАННОСТИ руководствоваться названными выше Правилами (они ведь - для арбитражных управляющих……). Возникает интересное: судебный эксперт, может прийти к другим выводам, чем арбитражный управляющий. Но оба - будут правы, поскольку каждый - руководствовался разными методиками.
Б. План внешнего управления (абз. 4 п. 2 ст. 99 Закона о банкротстве).
Правовые последствия составляемых арбитражным управляющим документов заключаются не только в представлении их собранию кредиторов.
Предположим, бесконфликтную ситуацию: суд ввёл внешнее управление, основываясь на решении собрания кредиторов, которое, в свою очередь, руководствовалось документами, представленными управляющим. Тут и придётся арбитражному управляющему "отвечать за свои слова и поступки". Поскольку он обязан будет подготовить и представить собранию  - план мероприятий по  восстановления платёжеспособности (План внешнего управления). И не дай Бог, он "не будет коррелировать" с ранее представленными документами по итогам  наблюдения. Иными словами, фактическое обоснование мер по восстановлению платёжеспособности "отталкивается" от Анализа финансового состояния и иных документов, которые составлялись ранее.
Но при этом, как и во многих предыдущих случаях, нормативно определённых Правил  составления Плана внешнего управления (именно что касается СУЩЕСТВА вопроса) - нет. Ибо, безусловно, не могут являться таковыми Общие правила подготовки отчётов (заключений) арбитражного управляющего, утверждённые Постановлением Правительства РФ №299 от 22.05.2003 г., регламентирующие "делопроизводство" арбитражного управляющего. (Которым ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ, к слову сказать, и  Анализ финансового состояния, и План внешнего управления.)
Вместе с тем, если План внешнего управления будет утвержден, то  управляющий - ОБЯЗАН по нему действовать. Санкции же за нарушение Плана, в целом, те же, что и за нарушение законодательства о банкротстве (квалификация нарушения идёт, как правило через ссылку на недобросовестные действия управляющего).
5. ВЫВОД
Таким образом, с учётом отсутствия, зачастую, чётких правил деятельности арбитражного управляющего в контексте анализа восстановления платёжеспособности,  эта деятельность носит, нередко, творческий характер. Но - со значительным списком «суровых» рецензентов (начиная от кредиторов и суда, и заканчивая Росреестром и ОБЭПом.)
С уважением, Анатолий Беспечный, мой личный блог:Перейти на dzen.ru/bankrotstvo_pro
Бесплатные экспресс-консультации для малого и среднего бизнеса. Все о тонкостях...  · 13 янв 2022  · bsk-lg.com
Если буквально и формально отвечать на Ваш вопрос, то ДА, у арбитражного управляющего есть методика для определения потенциальной платежеспособности должника. > Так, согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа", финансовый анализ проводится арбитражным управляющим в... Читать далее
3 эксперта согласны
Помощник Арбитражного управляющего  · 18 янв 2022  · evgenyageev.ru
Методика есть, но есть клиенты, есть те, кто поставляет клиентов. Он работает в как в их интересах, так и в своих. Есть законы. Кроме этого, он просто человек в конце концов.
Помогу значительно уменьшить сумму, снимаемую приставами с зарплаты. По закону.Перейти на vk.com/bankrot_sovety
Адвокат. Автоюрист. Арбитраж. Банкротство. Медиация. Семейный адвокат.   · 15 янв 2022  · honor7777.wixsite.com/pravo
Методика есть. Чёткая или нет, здесь вопрос относительный. Если у Вас в теплице закопан сундучок, и Вы молчите "как партизан", то в данном случае - методика будет "не чёткой".
Защита прав граждан и организаций. Адвокат. Банкротство. Медиация. Арбитраж.Перейти на honor7777.wixsite.com/pravo
Четких правил нет, творческая работа. Есть нормативные документы, но определенной четкости в них нет, трактовать... Читать дальше
Управляющий партнер ООО "ФЦБ"  · 24 янв 2022  · mrqz.me/skorohod
Добрый день. Да, установлена постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа"
Консультирую по вопросам банкротства бесплатно. Оставьте заявку!Перейти на mrqz.me/62ac75575461d800477150b5
Помощник арбитражного управляющего  · 13 янв 2022  · btrustee.ru/btr
Если серьезно, то по ЮЛ и ФЛ методики нет. В большинстве ЮЛ "украли даже скрепки" - спасать там нечего обычно. По ФЛ есть рамки 24 мес. для плана реструктуризации всех долгов или 36 мес., если такой срок утвердят кредиторы. Основное - наличие какого-либо имущества или доходов, позволяющее исполнить обязательства в течение 24 мес
Арбитражный управляющий. Сотрудничество напрямую.Перейти на btrustee.ru/btr
Профессиональный агент по недвижимости. Член Российской гильдии риэлторов г. Новосибирска...  · 13 янв 2022
Добрый день! Банкротство - это процессуальное действие. Так как мы живем в правовом государстве, то все процессуальные действия регламентируются законом. В частности для изучения всех нюансов связанных с банкротством Вам следует обраться к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О несостоятельности (банкротстве)". http://www.consultant.ru/docum... Читать далее
1 эксперт согласен
Я Борис
подтверждает
23 января 2022
Достоверный ответ