Конструктивизмом является педагогическая философия, ключевая идея которой — знания нельзя вложить ученику в готовом виде, можно лишь создать необходимую педагогическую среду для самоконструирования знаний учащихся.
Процесс обучения, как и его результат для каждого ученика, неповторимы, так как базируются на индивидуальности. Новая информация связывается с тем, что обучающиеся уже знают и понимают.
Принято разделять конструктивный и традиционные подходы, в рамках которого ученик рассматривается в качестве пустого сосуда, который учитель должен наполнить. Во многих случаях это действительно так, такой традиционный подход может быть весьма эффективным. Однако даже при таком обучении встречаются элементы конструктивизма — в частности, когда учащиеся работают в рамках совместных творческих или научных предметов, да и в рамках подготовки курсовой (дипломной) работы при тесном взаимодействии с научным руководителем.
Еще одним ярким примером конструктивизма является задание по пересказу текста своими словами, например, на уроках литературы и истории. Также очень важны задания, на которых просят высказать личное мнение обучающихся (этой цели могут служить эссе по определенной проблеме, дискуссии и дебаты). В этом, кстати, и состоит одно из отличий в образовательных подходах, так как помимо формально верного ответа при конструктивном обучении учитывается сам процесс и мнения ученика.
Доклады – еще один пример конструктивизма, так при рассмотрении темы ученики выбирают для углубленного изучения отдельные ее аспекты (важно, что ученики сами выбирают, о чем писать, а учитель лишь дает общее представление о теме).
Надо отметить, что такие приемы используются и в психологии, чтобы вы сами могли найти верное решение в вашей проблеме, а психолог своими вопросами выведет вас к нему, но никак не предоставит готовый ответ.