Работа преподавателей всех учебных заведений (школ, ссузов и вузов) имеет один большой минус: при большой нагрузке (количество часов в неделю, высокие требования, ответственность и т.д.) и ответственности они получают неадекватно низкую заработную плату. Поэтому иногда обидно считается, что в эту профессию идут несостоявшиеся в других сферах «специалисты» и в меньшей пропорции педагоги, искренне преданные делу и готовые «работать за идею» (то есть на голом энтузиазме). Отсюда и наблюдается постоянный дефицит молодых кадров.
Если отдельно рассмотреть работу преподавателя высшего учебного заведения, то здесь очевидны определенные недостатки.
- Несмотря на всеобщую цифровизацию (в том числе электронный документооборот), в вузах отмечается много бюрократии: авральное заполнение (как минимум два-три раза в течение учебного года) множества учетных документов (учебные и кадровые карточки, отчеты по научно-исследовательской, воспитательной, профориентационной, имиджевой (для вуза), внеаудиторной работе).
- Из-за участившихся за последние несколько лет изменений Федеральных государственных образовательных стандартов преподаватели вынуждены каждый учебный год (один, бывает и два раза в год) переделывать учебные материалы по каждой дисциплине (один преподаватель может вести до десяти и более предметов). По каждому предмету разрабатывается минимум три документа: Аннотация, Рабочая программа, Фонд оценочных средств. Форма отчетности требуется в бумажном и электронном вариантах.
- Большая дифференциация в зарплатах преподавателей, которая зависит от наличия/отсутствия ученой степени и звания (ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор). Для получения ученой степени нужна колоссальная работа над кандидатской/докторской диссертацией в течение нескольких лет. Чтобы получить ученое звание (доцент, профессор) требуется не меньшая работа. Все это заставляет преподавателей искать дополнительный заработок (репетиторство, коммерческие образовательные учреждения и т.п.).
- Как правило, в вузах не всегда соблюдается нормированный рабочий день.