Контроль качества обучения фактически проводится регулярно: в школе этой цели служит проверка домашнего задания, выполнение контрольных и итоговых работ, в университете проверка осуществляется на семинарских занятиях, в рамках зачетов и экзаменов.
Первичный отбор среди обучающихся можно сделать, объявив о внеплановой проверочной работе: средний полученный балл по классу (группе) и будет маркером качества обучения. Особенно показательна в этом плане проверка материала в устной форме.
Конечно, с этим утверждением можно поспорить и сказать, что даже пройденные государственные экзамены, получение аттестата или диплома не является гарантом качественного образования. Это действительно так. Глобально главным критерием о качественном обучении станет успешность применения полученных знаний на практике (например, при прохождении собеседования или на работе на первых порах при отсутствии опыта).
Примечательно, что на международном уровне существует стандарт качества – ISO 9001, который устанавливает совокупность характеристик объекта, определяющих его качество. Так, к качеству образования относится востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. То есть, грубо говоря, если полученные знания востребованы и направлены на улучшение условий и качества жизни, то они могут считаться качественными.
Не поспорить с тем фактом, что ключевой фигурой в процессе образования является преподаватель. От того, насколько хорошо он преподносит материал, и будет в первую очередь завесить и качество обучения. Затем важную роль будут играть личные качества обучающегося – желание учиться, интеллектуальные способности, память, дисциплинированность, работоспособность.