Модульная система обучения была разработана на основе триместровой: три учебных месяца были разбиты пополам, получилось шесть полуинтервалов – пять учебных недель и одна неделя каникул. Хотя итоговые оценки все равно выставляют в конце триместра, а не модуля.
Считается, что такая система – менее загруженная, нежели традиционная четвертная.
Система оценивания и процесс учебы также отличаются от классических. Им свойственен индивидуальный подход к освоению материала, ученику дают возможность в своем темпе проходить программу.
В задачу педагога входит организация процесса обучения и мотивация. Он направляет, ставит задачи для самостоятельной работы. Ученик снабжается всеми материалами, списком литературы и сам регулирует процесс.
Плюсы модульной системы для учеников:
- большее количество каникулярного времени (как правило, это 5 каникул в течение учебного года + летние);
- короткие интервалы учебных периодов (по 5 недель);
- уменьшение нагрузки;
- снижение заболеваемости;
- ученик занимается исключительно в своем темпе;
- оценка знаний по итогам проделанной работы (конкретное количество баллов, которое исключает субъективное отношение преподавателя).
Минусы модульной системы для учеников:
- иногда учебные интервалы то сокращаются до четырех, то увеличиваются до шести (а иногда даже семи) недель;
- уходя на промежуточные каникулы, дети не закрывают модули, что не дает полноценно расслабиться и забыть о школе;
- некоторым детям сложно влиться в учебный процесс после каникул;
- несовпадение времени каникул в общеобразовательной и специальных школах (музыкальной, спортивной и т.д.);
- высокий уровень самоорганизации и индивидуальной работы.
Плюсы модульной системы для учителей:
- по количеству дней учебный год не сокращается, а перераспределяется, следовательно, программу, несмотря на большее число каникул, школьники успеют пройти в полном объеме;
- ученики получают по оценке за каждый триместр, их легче привести к одной итоговой, чем четыре четвертных или две, полученные за полугодие;
- болезни не мешают учебному процессу, потому что пик заболеваемости приходится на конец февраля, когда у школьников каникулы;
- в задачу учителя входит мотивация школьника к самостоятельной работе;
- учитель становится консультантом, говорит, где найти ответ на вопрос вместо объяснения темы;
- возможность адаптировать учебный материал под педагогические цели.
Минусы модульной системы для учителей:
- детям в средней и старшей школе из-за таких частых каникул сложнее настроиться на учебный процесс, соответственно, страдает качество обучения;
- возможны случаи неудачного подбора материала в рамках одного модуля;
- временные затраты на подготовку модульных программ и материалов.
Деление общеобразовательного цикла в школе по четвертям – традиционная форма получения знаний в нашей стране. Занимаясь по такой системе, дети отдыхают 4 раза в год: 1 неделю осенью, 2 – зимой, 1 – весной и 3 месяца летом.
Из преимуществ такой системы можно отметить, во-первых, то, что родителям реже приходится искать, кто будет присматривать за ребенком, пока он не посещает в школу. Во-вторых, школьники успевают за четверть достаточно утомиться, а после отдыха легче включаются в учебный процесс.
Основной недостаток четвертной системы – разная продолжительность четвертей. Вторая и четвертая четверти значительно короче третьей. Это не позволяет равномерно распределить учебную нагрузку в течение года.
Плюсы традиционной системы для учеников:
- четвертная система совпадает с праздниками (ноябрь и январь) – родители и дети отдыхают в одно время;
- каникулы совпадают с каникулами в спортивных школах и школах искусств;
- каникулы связаны с окончанием четверти, следовательно, у детей появляется ощущение завершенности: все контрольные написаны, итоговые оценки стоят в дневнике;
- не нужно ходить в школу в дни отдыха, чтобы «закрывать» двойки;
- системность обучения, меньше самостоятельной работы (по сравнению с модульным обучением).
Минусы традиционной системы для учеников:
- период учебы меньше, можно не успеть получить нужное количество оценок для аттестации;
- дети устают к концу каждого этапа, особенно это касается 3 четверти, которая длится больше 2 месяцев;
- повышенная утомляемость приводит к повышению заболеваемости;
- четвертная система не учитывает индивидуальные особенности учащихся в плане скорости усвоения материала.
Плюсы традиционной системы для учителей:
- меньшие временные затраты на подготовку к уроку;
- возможность составить программу обучения на год;
- фронтальная форма обучения позволяет преподавать учебный материал большому количеству детей сразу;
- нет необходимости адаптировать учебный материал под индивидуальные особенности каждого учащегося.
Минусы традиционной системы для учителей:
- при четвертной системе учебный год состоит из 34 учебных недель, однако некоторые из них являются неполными в связи с праздничными датами, из-за чего возникает необходимость «гнать программу»;
- неравноценное количество дней в четвертях делает одни четверти – длиннее и труднее, а другие – легче и короче, следовательно, учителям непросто распределить нагрузку так, чтобы у всех детей получилось усвоить материал как следует;
- низкая активность и заинтересованность учащихся;
- возможность возникновения «спорной» годовой оценки.