Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Каковы плюсы и минусы двух систем — модульной системы обучения и традиционной — для учеников и учителей?

Модульная система – 5/1, пять недель дети учатся, одну отдыхают; традиционная – обучение по четвертям.
ОбразованиеШкола+3
Любовь Кобцева
Образование
  · 3,1 K
Центр развития компетенций «Аттестатика» проводит олимпиады, конкурсы и курсы для...  · 4 нояб 2022  · attestatika.ru
Модульная система обучения была разработана на основе триместровой: три учебных месяца были разбиты пополам, получилось шесть полуинтервалов – пять учебных недель и одна неделя каникул. Хотя итоговые оценки все равно выставляют в конце триместра, а не модуля.
Считается, что такая система – менее загруженная, нежели традиционная четвертная. 
Система оценивания и процесс учебы также отличаются от классических. Им свойственен индивидуальный подход к освоению материала, ученику дают возможность в своем темпе проходить программу. 
В задачу педагога входит организация процесса обучения и мотивация. Он направляет, ставит задачи для самостоятельной работы. Ученик снабжается всеми материалами, списком литературы и сам регулирует процесс.
Плюсы модульной системы для учеников:
  • большее количество каникулярного времени (как правило, это 5 каникул в течение учебного года + летние); 
  • короткие интервалы учебных периодов (по 5 недель); 
  • уменьшение нагрузки;
  • снижение заболеваемости;
  • ученик занимается исключительно в своем темпе;
  • оценка знаний по итогам проделанной работы (конкретное количество баллов, которое исключает субъективное отношение преподавателя).
Минусы модульной системы для учеников: 
  • иногда учебные интервалы то сокращаются до четырех, то увеличиваются до шести (а иногда даже семи) недель; 
  • уходя на промежуточные каникулы, дети не закрывают модули, что не дает полноценно расслабиться и забыть о школе; 
  • некоторым детям сложно влиться в учебный процесс после каникул;
  • несовпадение времени каникул в общеобразовательной и специальных школах (музыкальной, спортивной и т.д.);
  • высокий уровень самоорганизации и индивидуальной работы.
Плюсы модульной системы для учителей:
  • по количеству дней учебный год не сокращается, а перераспределяется, следовательно, программу, несмотря на большее число каникул, школьники успеют пройти в полном объеме;
  • ученики получают по оценке за каждый триместр, их легче привести к одной итоговой, чем четыре четвертных или две, полученные за полугодие;
  • болезни не мешают учебному процессу, потому что пик заболеваемости приходится на конец февраля, когда у школьников каникулы;
  • в задачу учителя входит мотивация школьника к самостоятельной работе;
  • учитель становится консультантом, говорит, где найти ответ на вопрос вместо объяснения темы;
  • возможность адаптировать учебный материал под педагогические цели.
Минусы модульной системы для учителей:
  • детям в средней и старшей школе из-за таких частых каникул сложнее настроиться на учебный процесс, соответственно, страдает качество обучения;
  • возможны случаи неудачного подбора материала в рамках одного модуля;
  • временные затраты на подготовку модульных программ и материалов.
Деление общеобразовательного цикла в школе по четвертям – традиционная форма получения знаний в нашей стране. Занимаясь по такой системе, дети отдыхают 4 раза в год: 1 неделю осенью, 2 – зимой, 1 – весной и 3 месяца летом. 
Из преимуществ такой системы можно отметить, во-первых, то, что родителям реже приходится искать, кто будет присматривать за ребенком, пока он не посещает в школу. Во-вторых, школьники успевают за четверть достаточно утомиться, а после отдыха легче включаются в учебный процесс.
Основной недостаток четвертной системы – разная продолжительность четвертей. Вторая и четвертая четверти значительно короче третьей. Это не позволяет равномерно распределить учебную нагрузку в течение года. 
Плюсы традиционной системы для учеников:
  • четвертная система совпадает с праздниками (ноябрь и январь) – родители и дети отдыхают в одно время;
  • каникулы совпадают с каникулами в спортивных школах и школах искусств;
  • каникулы связаны с окончанием четверти, следовательно, у детей появляется ощущение завершенности: все контрольные написаны, итоговые оценки стоят в дневнике; 
  • не нужно ходить в школу в дни отдыха, чтобы «закрывать» двойки;
  • системность обучения, меньше самостоятельной работы (по сравнению с модульным обучением).
Минусы традиционной системы для учеников:
  • период учебы меньше, можно не успеть получить нужное количество оценок для аттестации;
  • дети устают к концу каждого этапа, особенно это касается 3 четверти, которая длится больше 2 месяцев;
  • повышенная утомляемость приводит к повышению заболеваемости;
  • четвертная система не учитывает индивидуальные особенности учащихся в плане скорости усвоения материала.
Плюсы традиционной системы для учителей:
  • меньшие временные затраты на подготовку к уроку;
  • возможность составить программу обучения на год;
  • фронтальная форма обучения позволяет преподавать учебный материал большому количеству детей сразу;
  • нет необходимости адаптировать учебный материал под индивидуальные особенности каждого учащегося.
Минусы традиционной системы для учителей:
  • при четвертной системе учебный год состоит из 34 учебных недель, однако некоторые из них являются неполными в связи с праздничными датами, из-за чего возникает необходимость «гнать программу»; 
  • неравноценное количество дней в четвертях делает одни четверти – длиннее и труднее, а другие – легче и короче, следовательно, учителям непросто распределить нагрузку так, чтобы у всех детей получилось усвоить материал как следует;
  • низкая активность и заинтересованность учащихся;
  • возможность возникновения «спорной» годовой оценки.
Олимпиады и курсы для педагогов. Участвуйте, чтобы успешно аттестоваться!Перейти на attestatika.ru
Эксперт в сфере образования за рубежом. Личный опыт обучения и проживания в Англии...  · 8 нояб 2022  · youtube.com/smapse
Считается, что система, основанная на модулях (и восходящая к триместрам, разделённым пополам на шесть половинных интервалов) менее напряжённая по сравнению с принятой в России четвертной. Также считается, что система и методики оценки при модульной системе более гибки, позволяют проходить программу в индивидуальном темпе. То есть буквально школьнику дают список... Читать далее
Эксперт ведущего агентства зарубежного образования.Перейти на smapse.ru
МБДОУ, Педагог, учитель-логопед  · 31 окт 2022
Модульная: Плюсы -Гибкость и динамичность. Элементы модульной системы можно дополнять и заменять в зависимости от целей и формы обучения.  ‍-Развитие самостоятельности.  -Индивидуализация. Ученики сами выбирают, какими методами получать знания и каков порядок выполнения заданий.  ‍-Психологический комфорт. Самоконтроль и концентрация на одном–двух предметах в течение... Читать далее
1 эксперт согласен
Что за стереотип о «современных» детях, которым все наскучивает и не воспринимают информацию без картинок? Вы еще... Читать дальше