Что на счет нормативного основания.
Необходимо для начала отметить, что п.3.5.3 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", предусматривает, что "Для образовательных целей мобильные средства связи не используются".
Помимо прочего,
п. 3 Методических рекомендаций об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2019 г. NN МР 2.4.0150-19, 01-230/13-01) рекомендует принимать меры по ограничению использования мобильных устройств на территории образовательного учреждения.
Указанное обеспечивает право конкретного образовательного учреждения устанавливать правила использования мобильных устройств на своей территории, в т. ч. вводить режим такого использования и порядок действий при его нарушении.
Такой порядок может быть прописан в локальных актах школы, которые размещаются на ее сайте. Например в положении о режиме пребывания в образовательной организации.
Что делать родителю?
Изучите описанный в локальных актах порядок использования в школе мобильных устройств и реализации действий со стороны администрации школы в случае, если такой порядок нарушается.
Вероятнее всего там не будет закреплено право учителя на изъятие телефона. Но надо смотреть.
Уже после того, как вы ознакомитесь с таким порядком, можно будет обсуждать эти правила с ребенком, учителем, который их нарушил или директором школы (в крайнем случае).
Если Вы хотите соблюдения прав своего ребенка, а не конфликта на ровном месте, рекомендую следующее:
1) Объясните ребенку, какие действуют в школе правила и почему важно их уважать.
2) Объясните ребенку, что знание правил - его рычаг для решения вопросов, а не для бравады перед классом.
То есть, если конфликт повториться, ребенок не должен публично говорить о нарушении своих прав и незаконности действий учителя. Он все также должен подчиниться требованию учителя и отдать телефон. Это важно, если вы хотите сохранить к своему ребенку нормальное отношение с учителем. Если ребенок будет публично снижать авторитет учителя, не сомневайтесь, что учитель найдет способ его себе вернуть за счет вашего ребенка.
Я бы хотела сказать, что нормальный педагог не будет этим заниматься, но вынуждена констатировать, что нормальный педагог и изъятием телефонов бы не занималась. Поэтому тут нужно аккуратно действовать.
3) Всю "защиту прав" ребенка родитель должен брать на себя. При этом держась деликатно, вызывая к себе уважение, а не ответную агрессию.
Подойдите на беседу с учителем, объяснитесь, что узнали об инциденте с изъятием от других родителей (не от своего ребенка!) и обеспокоены тем, что в школе нарушаются их же собственные правила распорядка (если вы в локальных актах это обнаружили).
Поинтересуйтесь, чья это была инициатива (может распоряжение директора) и чем была обусловлена необходимость изъять телефона. Может ребенок на уроке играл, громко это комментируя (бывают и такие случаи).
Скажите, что были бы признательны, если бы такое не повторялось (не нужно ничем угрожать, все итак будет про вашу осведомленность понятно). Сообщите, что обсудите ситуацию с ребенком (если с его стороны была провокация) и попросите придерживаться локальных правил школы. Но рассчитываете, что учитель будет оперативно сообщать об аналогичных ситуациях вам, чтобы вы могли обсудить с ребенком его поведение.
Так, с одной стороны, Вы покажете, что осведомлены о нарушениях учителя и у вас есть рычаг и для дальнейшего давления на нее, если все повторится.
С другой стороны, Вы показываете, что заинтересованы не меньше нее в том, чтобы телефон не мешал обучению, а значит оснований для конфронтации с вами и вашим ребенком нет.