Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что такое развивающий дискомфорт?

Зачем он нужен каждому ребенку или взрослому? Это часть социализации?

ПсихологияОбразование
Анонимный вопрос
Образование
  · 2,8 K
Соосновательница сообщества Образование в Кью | Специалистка в онлайн-образовании, препод...  · 20 апр 2021

В целом, любое обучение - это дискомфорт, потому что любое обучение - это встреча с чем-то новым. С чем-то, в чем мы пока не разбираемся и в чем не чувствуем себя уверенно.

Это касается и формального обучения - например, когда у студентки начинается первый курс астрофизики в университете. И более практических ситуаций неформального обучения - предположим, когда специалист переходит на новую работу, осваивается в новой для себя роли и новом коллективе (и скорее всего, испытывает синдром самозванца).

Любопытно, что есть даже термин "педагогика дискомфорта" (pedagogy of discomfort). Его ввела исследовательница Меган Боулер из Университета Торонто в своей известной книге Feeling Power: Emotions and Education. Сама она пишет, что:

A “pedagogy of discomfort” examines the empathy, fear and anger to negotiate ethics and difference.

То есть Боулер определяет педагогику дискомфорта как признание того, что мы не можем оставить за дверью аудитории (или зум-созвона) ни эмоции, которые мы испытываем, ни социальный контекст. Более того - это важная часть обучения.

Традиционная же западная модель образования часто создает в классе как бы "стерильную" атмосферу, где знания рассматриваются абстрактно и в отрыве от, например, страха или злости, которую испытывают студенты (да и преподаватели тоже). А также в отрыве от социального неравенства, дискриминации, политической обстановки и многих других факторов.

Тем, кто хочет поподробнее узнать об этой концепции, советую исследование Анджени Бики и Меи ван Хьюстин из Университета Западного Кейпа. В нем исследовательницы рассказывают об основных составляющих педагогики дискомфорта и предлагают свою методологию для того, чтобы осознавать дискомфорт и преподавать, учитывая его. Для меня это во многом именно про развивающий дискомфорт.

Однако важно заметить, что не любой дискомфорт будет развивающим. Если школьник конфликтует с одноклассниками и в процессе учится важным навыкам решения конфликтных ситуаций, это может быть развивающим дискомфортом. Если школьник подвергается жесткому буллингу, такой дискомфорт будет не особенно развивающим и может вредить эмоциональному здоровью и учебе, а в отдельных случаях и угрожать жизни.

Так что я бы рассматривала дискомфорт с нескольких точек зрения:

  • Насколько это естественный дискомфорт, свойственный большинству людей в схожей ситуации? (Практически всем сложно начать говорить на иностранном языке; далеко не все сталкиваются с насмешками от учителя из-за произношения)
  • Чему именно учится студент в ситуации этого дискомфорта? (Справляться с сильными эмоциями, решать сложные задачи следующего уровня, осваивать незнакомые роли).
  • Насколько этот навык действительно ему необходим? (Студент с интересом к истории может научиться решать сложные задачи по тригонометрии, преодолевая стресс, но насколько это поможет ему в жизни? Не лучше ли приложить эти же усилия к истории?)
  • Насколько у студента есть эмоциональные и временные ресурсы, а также навыки, чтобы прямо сейчас справляться с этим дискомфортом?
  • Как можно помочь студенту ознать дискомфорт и учиться, испытывая его? (Иногда это может быть фраза "всем сложно на этом этапе, это нормально", иногда глубокая личная работа)
  • Насколько у преподавателя (если преподаватель вовлечен в процесс обучения и это не индивидуальная работа) есть ресурс и возможность помогать студентам справляться с дискомфортом?

Рискну предположить, что нет единого правила, которое говорило бы, какой дискомфорт будет развивающим, а какой - деструктивным. Скорее, каждую ситуацию можно и нужно рассматривать отдельно с точки зрения этих вопросов.

Но что точно можно утверждать, так это то, что мы все испытываем дискомфорт в процессе обучения, и уметь замечать и использовать этот дискомфорт - ценный навык.

Куратор официального сообщества Кью про образование Перейти на facebook.com/daryabukhtoyarova
1 эксперт согласен
КПТ психолог-практик и будущий психофизиолог. Люблю науку и Statistica :)  · 20 апр 2021
По-другому это можно назвать стрессом, к которому можно адаптироваться с наименьшими затратами жизненных ресурсов и с максимальным развитием стрессоустойчивости к вызывающим этот стресс стрессогенам. Если дискомфорт, то речь идет о дистрессе - отрицательном стрессе, вызывающем негативные эмоции и чувства. Развивающий он в первую очередь потому, что развивает стрессоуст... Читать далее
Психологическая консультация/психотерапия онлайн - 1500р. и очно в НН - 1850р.:)Перейти на uslugi.yandex.ru/profile/YuliyaMorozova-826868
Профиль ООО "Психологический центр "Эволюция". Помощь при зависимостях, неврозах...  · 23 июл 2021  · psyevolution.com
Добрый день! С точки зрения эффективности обучения принцип использования дискомфорта не является самым удачным. По крайней мере, без указания возраста, предмета и ситуации обучения. Для детей наиболее применимым является принцип Л.С. Выготского (принцип опережающего развития), который он сформулировал еще в первой трети двадцатого века. Для ребенка наиболее успешным... Читать далее
Психотерапевтическая помощь при зависимостях, неврозах и прочих проблемах.Перейти на psyevolution.com
Магистр психологии, гипнолог, ученый ведущий научные исследования в области применения...  · 21 апр 2021  · classic-hypnos.ru
Метод развивающего дискомфорта создан на основе психолого-педагогического подхода с целью формирования и развития у школьников способностей и навыков активно преодолевать стрессовые ситуации. В основе метода развивающего дискомфорта лежит стратегия создания микрокризисов, для обучения ученика преодолевать психическую напряженность. Именно так накапливается опыт и выраба... Читать далее
Психологическая помощь гипнозом +79602861163Перейти на classic-hypnos.ru
1 эксперт не согласен
Обсуждается термин "Развивающий дискомфорт" в значении обучения, восприятия знаний, а не в значении развития стресс... Читать дальше