Зачем он нужен каждому ребенку или взрослому? Это часть социализации?
Добрый день!
С точки зрения эффективности обучения принцип использования дискомфорта не является самым удачным. По крайней мере, без указания возраста, предмета и ситуации обучения.
Для детей наиболее применимым является принцип Л.С. Выготского (принцип опережающего развития), который он сформулировал еще в первой трети двадцатого века. Для ребенка наиболее успешным фактором для обучения является формирование интереса и мотивации.
Для взрослых данный подход тоже применим, но есть определенные оговорки. К примеру, дискомфорт может быть полезным, в случае, если человек оказался в среде, где от него требуются усилия для выживания. Скажем, человек заблудился в лесу и, чтобы не замерзнуть (а ему холодно или он знает, что будет холодно), он вынужден самостоятельно своими силами строить укрытие, возможно и первый раз в своей жизни. Таким образом, дискомфорт подталкивает взрослого человека к обучению (или может подталкивать - все зависит от степени осознанности действий конкретного человека).
В качестве вывода: развивающий дискомфорт применим для людей, которые четко понимают свою цель и причины, по которым они должны терпеть этот дискомфорт. Прямой связи с возрастом часто не наблюдается, т.к. порой и взрослый человек, понимая, что ему необходимы знания или какой-нибудь навык, не хочет прилагать усилий для получения этих знаний и/или навыков. Таким образом, как всегда все упирается в формирование необходимой мотивации.
Удачи Вам!