Опираюсь на недавнее выступление президента РАН. Он заявил, что за 10 лет количество аспирантов снизилось в 2 раза из-за низкого престижа науки: https://www.rbc.ru/society/20/04/2021/607ebbb09a79472b4c17838e.
Есть ещё одна неочевидная проблема кроме денег - требования подчиняться внутренней иерархии академического сообщества. Это насколько-то связано с деньгами (сложно подчиняться кому-то, кто на рынке труда может заработать максимально раз в пять меньше тебя), утверждающего, что ничего реформировать не надо и мы отлично живём, считающего что ты здесь не потому что что-то умеешь лучше всех, а потому что кроме преподавания ничего не умеешь.
В условиях когда ты не конформен сложившимся порядкам в месте, где ты работаешь - твой карьерный рост будут максимально замедлять (мне, например, три года после защиты отказывали в выдвижении на должность доцента).
Кроме того, если у тебя хороший контакт со студентами - начинают совершенно глупо "ревновать" к популярности.
Так что помимо низких зарплат есть ещё и отсутствие значимой перспективы карьерного роста, и костная публика в лице отдельных профессоров, которые откровенно ставят палки в колеса и предпочитают собирать вокруг себя "беззубую" кафедру, где все покорно соглашаются.
Верен ли слух, что для аспирантов существует чудовищное количество работы с отчетами и прочими бумагами?
Андраш Вереш, ну, я не могу сказать, что так везде, но на меня в один семестр свалилось заполнение четырех десятков учебных планов. Причем, я обращу внимание, что формально, с точки зрения закона, я не имел права их заполнять, поскольку такое право имеют только сотрудники уровнем не ниже доцента.
Андрей, согласна с вашим мнение. Но какие пути предложите, для решения данной проблемы...
Рипсиме Хажак, так или иначе -
Сегодня положение в российской науке такое, что в ней действуют во многом феодальные порядки. Заведующие - это эдакие пожизненные феодалы, которые враждуют между собой, но при этом вроде как все подчиняются одному монарху, сотрудники - крепостные (попробуй только перейти с одной кафедры на другую кафедру). Это порождает суровую корпоративную борьбу в условиях, когда в общем-то непонятно стоит ли тот ресурс за который борются таких уж усилий.
Сегодняшняя академическая среда в РФ попросту токсична, поскольку является прямым продолжением гос.чиновничества. Не знаю исправима ли здесь ментальность вообще. Возможно, что стоит формировать совершенно отдельную, альтернативную академическую среду, которая с существующей может иметь очень отдаленное родство.
Примерно такое же, к сожалению, у меня ощущение от мин.просвещения и вообще школьного образования. Нам нужно просто уничтожать это министерство, полностью разгонять весь состав министерства и набирать совершенно другое, новое министерство из совершенно других людей.
Впрочем, так по очень многим вопросам.