Это улучшит или ухудшит качество образования? И как тогда можно будет отслеживать прогресс учеников в обучении?
Если прямо завтра в российских школах возьмут и отменят оценки, то, конечно, ничего хорошего из этого не выйдет. Хаос, разброд, шатание и ошалевшие ничего не понимающие учителя)
Но если посмотреть на эту тему "на перспективу", то кое что можно сделать уже сейчас.
Не пытаясь углубляться во все пережитки "классно-урочной" системы, проанализируем оценки, как отдельную часть образования.
Они были созданы тогда, когда образование устремилось в массы, когда учителю нужно было контролировать и оценивать большие на тот момент классы (от 15 учеников), когда все слои общества получили возможность учиться. И это было хорошим решением на тот момент, если учесть, что 90% учеников после школы шли работать на фабрики. Ну и учитель в то время был намного важнее, чем горстка детей, которым и так дали билет в жизнь.
Перескакивая через сотни лет, 3 промышленные революции, мы можем уверено сказать, что расстановка сил поменялась. Теперь общество хочет растить индивидуальностей, которые приведут планету к лучшей жизни. А враг индивидуальности — усреднение.
Приведу простой пример:
Двоечник Ваня делает 21 ошибку в сочинении, а хорошист Коля 1-2. Ване ставят "2", а Коле "4".
И вот через два месяца плодотворной работы Ваня делает вместо 21 ошибки 7-8. Прогресс сумасшедший. Но ему всё ещё ставят "2", потому что так положено по регламенту.
Если родитель или ученик в этой ситуации будет ориентироваться на оценку, то с мотивацией и учебой можно попрощаться. Ваня станет тем самым школьником, который будет сидеть "на галёрке" и заниматься более интересными делами.
А что же нам тогда делать с этими оценками? Частично заменять их обратной связью, которая так стремительно входить и в сферу работы, и в сферу взрослого образования. И я выделю: не полностью заменить, а частично (или дополнить).
Дать возможность ребенку увидеть за оценкой что-то большее. Но перед этим хорошенько подумать об учителях, которые погрязли в бумагах (а это тот же элемент контроля, что и оценки для учеников) и в огромных классах с совершенно разными детьми. Им нужно освободить время и силы для обратной связи.
Ну и, конечно, не сравнивать ребят друг с другом, а сравнивать с ними самими на день/урок/год раньше.
А как быть родителям?
Очень просто. Любить, принимать и поддерживать своих детей. Они с каждым днём становятся лучше. Пусть чувствуют это от самых близких, и тогда школьная система не так их травмирует, как могла бы.
В церковных школах при православных храмах система оценок отсутствует. И ничего с учениками не случается. Чувствуют себя хорошо, вырастают хорошими людьми