Олимпиады в образовательном процессе полезны всем, но не для всех. Давайте по порядку. Стандартный образовательный процесс предполагает "научению" стандартным действиям по решению стандартных заданий. И в большинстве, это процесс рутинный, скучный. При этом многие родители, а следом за ними и ученики требуют от учителя "заинтересовать" предметом, почему-то вменяя это учителю в обязанность. (Интересно, а вот когда они сами учились, а их учили, их вот прямо всеми-всеми предметами по программе заинтересовывали? Вот прямо все учителя и предметы были любимыми, и не было ни одного "нелюбимого"? Ну, это так, лирическое отступление с нелирическим смыслом). Как быть? И вот тут олимпиадный задачи становятся отличным помощником учителю в образовательном процессе. Поэтому на мой взгляд очень полезно давать на каждом уроке хотя бы одной задаче олимпиадного уровня. Правда здесь нужно принять во внимание сложность заданий и частоту данного урока в расписании. Если, к примеру, уроки идут через день или каждый день - это одна история, и задания лучше давать попроще, но на каждое занятие, или одно большое, но на неделю. А если уроки предусмотрены программой раз в неделю, то здесь получается одно большое задание на неделю. Ну, это дело техники. Теперь к сути. Вот лишь некоторые плюсы олимпиадных заданий, интегрируемых в образовательный процесс. 1. Позволяют "пробудить интерес" к предмету. Условно говоря, выполняют роль того самого "клоуна", который держит на предмете интерес и внимание. 2. В любом классе одновременно учатся ученики очень разные по уровню. И всем знакома ситуация, когда для одних "ой, это же легко, я уже все сделал и давно понял, давайте дальше!", а для других все еще не дошло. И вот здесь олимпиадная задача как раз оказывает существенную помощь. Ее можно предложить тем, кто впереди, а в это время еще раз дополнительно поработать с теми, кто отстал. 3. Предлагают ученику разные виды учебной деятельности. Большая часть заданий "по учебнику" - вырабатывают трудолюбие, усидчивость, сосредоточенность, постепенность выработки нужных навыков, но...они невероятно скучны своей рутиной. А олимпиадные задачи вырабатывают креативное мышление, развивают творческие навыки, показывают возможности разных подходов к решению одной и той же задачи, заставляют искать дополнительную информацию. Ну а теперь почему олимпиады и олимпиадные задачи полезны не для всех. Олимпиада, даже школьная всегда предполагает некую состязательность. Но все ученики очень разные. Кого-то неудача на олимпиаде подтолкнет к новым свершениям ("Я докажу, что я могу!"), а у кого-то, наоборот, отобьет желание делать что-то ("У меня не получается, значит я "криворукий", "неумный"...ну и далее по списку со всеми вытекающими негативными последствиями для самооценки. И это нужно обязательно учитывать! Далее. Школа предполагает примерно одинаковое развитие навыков в рамках разных предметов, где-то больше, где-то меньше. Кто-то больше любит историю, кто-то астрономию, но в целом по всем предметам все должны получать некий средний уровень знаний. "Олимпионикам" свойственна однобокость, т.е. по любимому предмету 100, а по остальным 0. Но школа-то все же предполагает образование а) всеобщее, б) среднее, а не по одному какому-то предмету. И это нужно учитывать и выравнивать. Ну и наконец, чем выше уровень олимпиады, тем меньше времени ученики пребывают в классе "со всеми". Начиная с регионального этапа "олипиоников" как правило профессионально готовят ко "всероссу", а "всероссов" готовят к международным. Подобно тому, как в спорте перед ответственными стартами спортсменов собирают "на сборы" для усиления подготовки, так и "олимпиоников" собирают на базе какого-то центра. И эта подготовка может длиться полгода и более. Т.е. 2-3 четверти ученик попросту отсутствует в школе, а после олимпиады "подтягивает хвосты". Немаловажную роль на этом этапе играет и материальный фактор. Какие-то регионы поддерживают олимпиоников, их наставников и родителей, а где-то все материальный проблемы, включая проезд на Олимпиаду, целиком ложатся на плечи родителей. А если олимпиада не выиграна? П.С. Я сама была победителем Всесоюзной (тогда) олимпиады, так что все эти мысли просто личный опыт участия и побед.