По определению информационная перегрузка - это состояние, в котором входящий информационный поток превышает доступные для его обработки мощности. Определение это дал Алвин Тоффлер, американский писатель и футурист, в 1970. Жалобы на избыток информации были всегда, но только последние лет 20 все стало совсем непросто.
Контента много. Его просто создавать, просто распространять и, вроде как, просто потреблять. Смартфоны сильно ускорили все процессы. Сейчас у нас в телефоне памяти столько, сколько еще 20 лет нельзя было даже себе представить в супер-мощном компьютере. И в этой памяти что-то хранится.
А вот человеческая память и человеческий мозг сильно мощнее не стали. Да, сейчас многие активно говорят о нейропластичности, о способности мозга меняться под воздействием внешних условий, но изменения эти медленные и происходят совсем не так оперативно, как мы себе представляем.
В состоянии информационной перегрузки человек перестает качественно воспринимать информацию. Или вообще перестает воспринимать что-то извне. Это может создавать достаточно серьезный стресс, ощущение чего-то упущенного и забытого. В таком состоянии человек очень тяжело что-то воспринимает, даже если оно исключительно нужное.
Про информационную перегрузку принято говорить в контексте облегчения курсов, сокращения материалов. Под соусом, что, мол, учим занятых людей, у них от вашего курса информационная перегрузка случится. Может такое быть. Но скорее от обучения случится когнитивная перегрузка (про нее поговорим на следующей неделе). Информационная перегрузка у сотрудников чаще всего случается до обучения, от всего остального вокруг него. И такой человек учится уже не очень эффективно.
Есть мнение, что информационная перегрузка - это личное решение каждого. И связано оно с нежеланием в заданный момент времени фокусироваться только на одной задаче.
А потому единственное, чем мы можем помочь слушателям относительно информационной перегрузки, это учить с ней бороться. Учить фокусироваться, учить фильтровать потоки информации, учить информационной гигиене. Чтобы к обучению пришел человек, который осознанно понимает свою информационную нагрузку, управляет ей хотя бы отчасти и инвестируют ресурс внимания в получение нового.