На этом вопросе сломано много копий экспертов.
Более того, мы как-то собирались широким кругом признанных специалистов в маркетинге и брендинге, и так и не смогли прийти к единому ответу. Всё дело в том, что существует множество определений этих понятий, и поэтому нельзя ответить однозначно.
Главным образом существует 4 отношения маркетинга и брендинга.
- Брендинг — часть маркетинга. Сторонники этой концепции подразумевают, что маркетинг — это в целом наука понять, что нужно потребителю, и предоставить ему это. Брендинг в этой связи отвечает за статичную часть продукта: определение того, кому и что мы продаем, и за её визуальную репрезентацию. За динамичную часть продукта отвечают коммуникации.
- Маркетинг — часть брендинга. Сторонники этой теории говорят, что Брендинг занимается вообще всем, связанным с репрезентацией продукта и формированием образа продукта в сознании потребителя. А маркетинг здесь трактуется сугубо прагматично — это продвижение продукта, не связанное с "большой" рекламой (ТВ, наружной, прессой и тд). Это идет от роли агентств. Исторически сложилось, что в России маркетинговые агентства занимаются мерчендайзингом, промо на полках и иногда цифровым маркетингом.
- Маркетинг и брендинг дополняют друг друга. Брендинг в этом случае отвечает на вопрос "как выглядеть", а маркетинг — "как рассказать о себе".
- Маркетинг — это следующий этап после брендинга. Этот пункт поход на предыдущий, с тем отличием, что эти две сущности не живут одновременно, а сперва мы создаем бренд, а потом — продвигаем посредством маркетинга.
Сам я скорее придерживаюсь старой школы, поэтому придерживаюсь первого различения. Я довольно долго занимаюсь брендингом, поэтому понимаю его ограничения. Мы практически не можем залезть в продукт и в то, как всё устроено у клиента.
Просто сейчас стало моднее называть старый добрый маркетинг продукт-менеджментом.