Пояснение к вопросу в заголовке путает все карты. Всё же речь в итоге о науке или о преподавании? Это очень разные веши и требуют очень разных качеств. Ограничусь сферой науки, но даже тут есть варианты. Причины получения хороших отметок или плохих отметок могут быть разные. Это и качество преподавания, и отношение с преподавателями, и способность концентрироваться, и способность ставить долгосрочные задачи, и аналитические способности, и абстрактное мышление. Если бы оценки выставлялись только за свойства ума и работоспособность - ответ был бы "да". Но оценки выставляются по интегральным показателям, поэтому всё зависит от того, насколько оценка соответствует потенциалу. Самое частое явление - отличник, который берёт усидчивостью, обязательностью. Легче ли ему стать математиком? Отчасти да - эти свойства необходимы учёному. Но недостаточны. А что с "двоечниками"? Опять-таки ситуация когда ученик в принципе имеет все необходимые качества, просто не раскрывает их возможна, но нужно отдавать себе отчёт, что это не самая распространённая ситуация. Скорее ученик с потенциалом может иметь средние успехи, и дополнительные стимулы и благоприятные условия помогут ему раскрыться.