Я оказывалась в Вашей ситуации не со своим ребенком, а в ситуации, когда мне надо было заменить человека, и я была в классе с ребятами, которые выполняли задания по предмету. С одной стороны, в математике: а именно в решении задач, использовании формул, доказательстве теорем - я не практиковалась уже очень давно. И вот подходит ко мне ребенок, хочет сдать свою работу раньше положенного срока. Просматриваю его работу - больше половина заданий не тронуты.
Я могу его отправить с работой обратно с чудесной формулировкой "Еще есть время, сиди думай". Сядет этот бедолага "думать" о том, что он ничего не понимает, что жизнь-тоска, что скоро пойдет он домой, там сможет посидеть, посмотреть новую серию видосов и прочее.
Сядет он думать, не мыслить.
Открываем задание вместе. Прошу ученика взять карандаш:
- Попробуй сделать схему условия этой задачи, на крайний случай, нарисуй мне ситуацию и расположи в ней все упомянутые объекты.
- В данном задании напиши, что вызывает затруднение конкретно: не помнишь формулу; не знаешь, что нужно сделать; не знаешь, в какой последовательности нужно выполнять задание; другое. Пиши своими словами. Можно написать предположение, если не уверен.
- Перенеси исходную схему на черновик, попробуй решить ее любым способом, одним, вторым - может быть, в голову придет идея.
Ученик уходит на место со своей работой и парой новых листков для черновика, начинает шелестеть бумагой и скрипеть карандашом и извилинами. Половина из таких возвращенных приносит 2-3 решенных задания из ранее брошенных, и вопросы к заданиями, которые так и не смогли решить.
Хвалю.
Если еще есть время, прошу сделать анализ всей работы: какие задания даются легко, в каких пришлось посидеть и подумать, но решение есть. Какие задания смог решить, если на черновике задание перевел в схему/рисунок, какие задания смог решить подбором, какие вопросы появились к учителю, какая самая большая трудность есть при выполнении самостоятельной работы по данному предмету, какая задача есть перед учеником.
Кстати, учитель, которому я отдаю потом все черновики, часто благодарят за то, что у них есть конкретная тема для работы над ошибками.
Как любой нормальный человек, Вы не можете знать все обо всем. Это данность. Даже в Интернете вы не найдете ответов на все Ваши вопросы. Как социальные существа - мы используем специализацию. Если Вам самой хочется вспомнить математику и поучиться решению задач - Ваше право. И это даже здорово, получать знания на взрослую голову, осмыслить их в новом состоянии ума и опыта. Но Ваш ребенок может начать испытывать затруднения в физике, химии, в английском языке, в истории, в программировании, в биологии, географии. Это не означает, что Вам надо заново учить все эти предметы (а в случае с иностранным языком, может оказаться, что учить вообще придется с нуля, потому что выбор языка может не совпасть с Вашим из школы). Самое первое и важное условие Вашей помощи ребенку - это научить его учиться, грамотно ставить вопросы к своей работе, находить зоны затруднений, конкретизировать их и идти с этими вопросами к правильным людям - к экспертам. Как взрослый человек, Вы, сталкиваясь с трудностью, не все решаете сами. Я не стану сама менять проводку у себя в квартире, но прежде чем позвать электрика к себе в дом, я узнаю о том, что он должен сделать, у компетентных людей попрошу мне помочь с консультацией и проверкой. Я могу понять текст закона, но я не знаю всех порядков - процедур в суде, я не слежу за изменениями в праве - поэтому в моей ситуации я доверю эту часть работы юристу. Я буду платить ему за работу, но я буду знать, что моими вопросами занимается грамотный человек. Вам не обязательно быть учителем для своего ребенка, но Вы можете помочь ему научиться учиться, чтобы свою работу с учителем он выстраивал не вообще, а по конкретным вопросам, что всегда эффективнее и продуктивнее в разы:
- анализировать свою работу,
- вести мониторинг своих результатов,
- ставить конкретные учебные задачи
- задавать грамотные вопросы.
Я терпеть не могу репетиторство за свойство "пойди туда, не знаю куда". Я всю душу вытрясу с родителей на первой встрече (не на занятии!!!) - с конкретизацией их целей. Если я вижу туман - я не берусь. Если я вижу конкретную цель - я ставлю четкие сроки, говорю о способе работы и регулярности занятий и даю гарантию.
Если Ваш ребенок будет понимать, как ему подходить к новому классу задач, чтобы научиться их решать, он будет оснащен на всю свою жизнь, а не только на подготовку к ВПР, ОГЭ или ЕГЭ.