Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Для чего было причислять Александра Невского к лику святых, учитывая его отношения с Золотой Ордой?

ИсторияРелигия+3
Анонимный вопрос
  · 5,9 K
область интересов: медиевистика.  · 28 мая 2022
Александр Невский причислен к лику святых за противодействие посягательствам католиков на русские земли. Его отношения с Ордой никак не могли быть препятствием для канонизации, так как сама Церковь на протяжении двух веков проповедовала пастве покорность ордынским "царям". В награду за эту пропаганду татарские "цари" освободили русскую православную церковь от каких-либо налогов, а её владения объявили неприкосновенными. (Увы, но фильм "Андрей Рублёв" Тарковского, в котором татары где-то на рубеже XIV и XV вв. устраивают погром в церкви, вовсе не исторический, а всего лишь "фэнтези": всех осквернителей церкви, если бы таковые нашлись, казнили бы в обязательном порядке). 
Современников вводят в заблуждение поздние легенды, выдуманные самими церковниками. Например, легенда о благословении Дмитрия Донского на ратный подвиг Сергием Радонежским. Но в раннем "Житии Сергия Радонежского" игумен, напротив, советует князю покориться Мамаю: "правдою и покорением якож пошлина твоа држит покорятися ордынскому царю должно" (цит. по: Тихонравов Н., "Древние Жития Сергия Радонежского". М.,1892, с. 137). Так что политика Александра Невского полностью соответствовала установлениям русской православной церкви, что и явилось дополнительным стимулом для его канонизации в 1547 году.
Добавляют тумана и современные историки, пытающиеся представить борьбу того же Дмитрия Донского с Мамаем, как  противодействие верного вассала узурпатору. Темник Мамай действительно не имел никаких прав на верховную власть, поскольку не принадлежал к роду Чингизидов. Но он никогда и не объявлял себя ханом, а всегда действовал от имени "законных" правителей. Кавычки в этом случае поставлены из-за длительной усобицы в Орде, когда ханы в Сарае менялись с необычайной быстротой и сейчас непросто выяснить: кто из них был законнее другого. С весны 1377 по 1380 год престол занимал хан Тюляк. Мамай считался его полководцем с титулом эмира. Выступая против Мамая, Дмитрий Иванович бросал вызов хану. Именно поэтому Дмитрий Донской на поле Куликовом сражался в первых рядах и в доспехах обычного дружинника: действуя вопреки наставлениям Церкви, он отдавал себя на "суд Божий". 
Историк-аспирант, лектор, специалист по Допетровской России https://vk.com/com_pour_his  · 28 мая 2022
Стоит сказать, что почитание князя Александра Ярославича началось еще вскоре после его смерти, чему способствовал митрополит Кирилл II (1242-1281). Так уже в XIII веке появляется Повесть о житии Александра Невского, прославлявшая князя и его деятельность на поприще защиты русской земли.  Общерусское почитание князя было закреплено в 1547 г. на одном из Поместных... Читать далее
Исторический лекторий и авторский блогПерейти на vk.com/com_pour_his
К лику святых абы кого не причисляют. Это всё не просто так. Чудотворения должны быть. А откуда они возьмутся... Читать дальше
Младший дворник Лозинского гетто  · 28 мая 2022
Князя Александра прославили прежде всего как преподобного, т.е. святого монаха. Будучи смертельно больным после поездки в Орду, перед кончиной он принял постриг с новым именем Алексий (поэтому в старых редакциях богослужебных книг указано "во иноцех Алексия"). Вся эта история с привязкой его личности и жизни к истории "противостояния" Руси и "западных католических... Читать далее