Ответить на этот вопрос довольно сложно по нескольким причинам. Во-первых, СССР 1920-х, 1960-х и 1980-х годов - это совершенно разные государства в вопросе экономической и бюджетной политики. Если на ранних этапах мы видим гиперцентрализованное государство, то чем дальше, тем больше союзные республики получали больше прав распоряжаться финансами, а также больше возможностей эти финансы получить. Так, в абсолютном выражении объем средств, аккумулируемых в республиканских и местных бюджетах вырос в 26 раз, с 9,7 млрд руб. в 1950 году до 254,9 млрд руб. к 1989 году, а объем собственно местных бюджетов вырос в 18 раз с 6,5 млрд руб. в 1950 году до 118,4 млрд руб. к 1989 году. И даже при этом продолжал существовать еще и союзный бюджет, который аккумулировал значительную часть доходов, но при этом нес и существенные обязательства общесоюзного масштаба.
Во-вторых, внутри СССР не действовало рыночного ценообразования, в результате чего, например, энергоносители продавались в союзные республики (и даже в братские страны) по заниженным ценам, а их продукция покупалась по завышенным. Так, согласно советским ценам, к 1989 году только у Азербайджана и Белоруссии было положительное сальдо во внешней торговле СССР. У РСФСР импорт превышал экспорт. При пересчёте же на мировые рыночные цены вырисовывается совсем другая картина.
Вот так это выглядело, если считать по рыночным ценам. Не менее любопытно выглядело и распределение денежных средств на одного человека:
То есть в том же Казахстане из союзного бюджета на одного человека перечислялось почти 400 рублей, тогда как в РСФСР каждый гражданин фактически отдавал 200 с лишним рублей в общесоюзную копилку. Ну и, конечно, не могу не показать мою любимую табличку:
Но на самом деле с этими показателями все совсем не так однозначно. Промышленность СССР строилась по принципу межреспубликанского разделения труда, в результате чего те же среднеазиатские республики намеренно "затачивались" под производство того же хлопка, который выступал сырьем для ткацких фабрик РСФСР. Соответственно и средства, вкладываемые в Казахскую ССР, работали на общесоюзную экономику, а не только на республиканскую. Причем надо не забывать, что сам процесс "заточки" республики мог быть очень болезненным, так в Казахстане в результате перевода на оседлость в 1920-е годы привел к массовому голоду и сокращению поголовья скота. И подобные процессы шли по всему СССР.
Резюмирую. Если смотреть по показателям производства/потребления, то дотационными оказываются практически все союзные республики, в том числе и Казахстан. Та же картина будет и по показателям торговли и перераспределения финансов на одного человека. Но в условиях отсутствия рыночной экономики и государственного планирования следует говорить о том, что такая диспропорция была создана общесоюзным руководством, а не населением каждой из республик.
Экономист, политическая экономия. все вопросы связанные политикой и историей Отечества · 13 сент 2022
В СССР дотационных регионов не было. Было комплексное освоение территорий и ресурсов путем аккумулирования средств в Государственном бюджете СССР. При этом основными статьями доходов Государственного бюджета СССР были государственная монополия на внешнюю торговлю, на алкоголь, на железнодорожный транспорт и авиацию, на оборот золото и драгоценных металлов, на добычу... Читать далее