Если кратко, Вольтер считал, что греческая церковь оказала разлагающее воздействие на греков, в том числе подорвав стремление к свободе, и что реформы Петра I, поставившие императора во главе российской церкви, улучшили ее положение, потому что на место интриг духовенства было поставлено рациональное управление. Поддерживая Екатерину II в ее "греческом проекте" (намерении разгромить Османскую империю и присоединить все православные земли к Российской империи на правах некоторой автономии со столицей в Константинополе), он считал, что не надо сохранять на греческих землях власть патриархов, а ввести что-то вроде синодальной системы управления, иначе разные православные народы будут постоянно ссориться и интриговать. Вольтер оценивал однозначно отрицательно весь византийский опыт отношения церкви и государства, как порождающий только интриги, низкопоклонство и карьеризм, а больше ничего особо о православии не думал.