Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Каким объёмом исторических знаний должен обладать культурный человек?

ОбразованиеИстория+3
Вера Севернова
История
  · 17,1 K
Архитектурный критик  · 3 дек 2022
Вопрос сформулирован нормативно, так что я и отвечу так же. Но для начала скажу, что никто ничего не должен, и культурным человека делает не объем (знаний).  
Итак, объем исторических знаний, которым должен обладать культурный человек, должен быть:
  1. Соотносимым с памятью семьи и окружающих, то есть, два-три поколения назад. Понимать связь семейных событий и контекста. Понимать, что одновременно с историей его семьи есть какие-то другие, совсем другие истории — но они часть общего.
  2. Соотносимым с историей своего места проживания. Понимать, как складывалась его структура, какие отдельные места и памятники этим событиям отвечают. Понятно, что если город новый, то получается вроде немного, а если очень старый — то вроде очень много. Но тут речь не столько про даты, сколько про слои, культурные и социальные, и их связь с материальностью города и пространством. Про опорные точки. 
  3. Соотносимым с историей становления современности — но тоже в связи со своей личной историей. Большинство людей живет в условиях, которые сформировались в последние 200 лет. Их социальный, культурный и прочий капитал — часть этой истории. Понимание того, как это происходило, что пути были разными, что были конфликты — это полезное понимание. Что то, что тебе принадлежит — не совсем или не только твое, но и проекция разных событий, удачных или не очень обстоятельств, решений предков.  
  4. Соотносимым с историей культуры (культур) и языка (языков), в контексте которых человек живет. Визуальная культура, этикет, жаргоны — все это слои, которые возникают исторически. Полезно понимать источники циатат, откуда мемы, отличать Серова от Перова не только в смысле узнавания картин, но и их отношения к действительности (это не то, что надо держать в уме, а посмотрел на картину — и примерно понял, что там происходит и к чему относится). 
  5. Соотносимым с историей своей дисциплины и профессии, но тоже в контексте всего вышесказанного. Тут, думаю, понятно.  
  6. Самое главное, конечно, понимание истории как дисциплины. Об этом на Кью говорилось часто.           
Это не так много, если не говорить о датах и именах, а о способности связывать частное и общее. Познакомили, допустим, с бабушкой коллеги по работе, она что-то рассказывает из своего детства — а ты понимаешь, какой задать вопрос, как поддержать беседу, чем свои знания подкрепить или развить. Начальник сказал, что обожает искусство Ренессанса, и ты не предлагаешь ему в отпуск поехать в Америку или Японию.   
Конечно, все это только версия. Или пожелание.
Кандидат исторических наук. Специалист по истории национального вопроса в России.   · 3 дек 2022  ·
asocial_gumoMEM
Никакой объем знаний не гарантирует, что обладающий ими человек будет культурным. В условиях свободного доступа к огромному количеству информации простое владение знаниями уже не нужно. Ведь никто не требует, чтобы люди помнили все константы из физики или все теоремы из математики, атомный вес каждого элемента периодической таблицы. Но почему-то применительно к истории... Читать далее
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
1 эксперт согласен
Вы говорите о роли объема информации в знании истории. И здесь я с Вами согласен. Но культура это все таки не... Читать дальше
Образование историческое. Специализируюсь на Западном Средневековье. Веду в ВК паблик...  · 2 дек 2022
На самом деле, чем больше, тем лучше. Хотя важнее не большой объем знаний, а сочетания знаний и понимания. Объем знаний всегда можно добрать. В идеале человек, интересующийся историей, должен знать базу хотя бы на школьном уровне + историю родной страны, любимый регион и эпоху получше. Хотя сейчас такой период, что "скрипка в руках и томик Ромена Ролана" не гарантируют... Читать далее
1 эксперт согласен
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 3 дек 2022
Он должен обладать неутолимой страстью к познанию. И всё ему будет мало, а новое и новое, чтобы глубже и глубже — дело его наслаждения. Сколько бы ему ни назначали в объём, он никого не послушает и не остановится, пока не поймёт всего в прошлом, чтоб понимать и настоящее, и будущее.  История — это не про прошлое, это про сейчас, а сейчас — это портал в будущее. Без... Читать далее
Безусловно! Поэтому ответ - никаким, если он владеет инструментом ( методологией) познания. Сам познает при необходимости. 
Кандидат биологических наук. Академик МАНЭБ. Действительный член РГО.  · 31 мар 2023  · orcid.org/0000-0003-0228-0387
Культурный человек должен обладать определёнными знаниями. Их объём зависит от уровня образования. Высший уровень образования это человек с энциклопедическими знаниями. Но, если человек просто вежлив, умеет вести себя в обществе и за столом, любит детей, уважает чужое мнение и старших, не груб, умеет слушать собеседника этого вполне достаточно. 
К.б.н., Академик МАНЭБ, Дейст. член РГО Бутаков Е.И. Перейти на m.facebook.com
Научные заметки о жизни: zen.yandex.ru/id/5c43498395753900ac66852d  · 6 мар 2023
С точки зрения конкретного человека "культурный человек" может означать что угодно. Потому каждый ответит по своему. Но человек человеку в этом смысле ничего не должен. С точки зрения общества культурный человек это человек, усвоивший культуру данного общества и потому для него приемлемый. Но общество в основном диктует шаблоны поведения, а не объем знаний. И тут тоже... Читать далее
Философия, богословие, история.  · 15 мар 2023
Если брать минимум - 11 классов. Это не мало - если ты это запомнил, а не прогулял или вызубрил/сдал/забыл. Парадоксально то что вопрос культуры, это не только чем должен обладать, но и тем чем не должен обладать.  Не должен "обладать" и "верить" лженаучным комплексом псевдоисторических "знаний" альтернативщиков. Т.е. вопрос не только к накоплению научных знаний, но и в... Читать далее
Инженер-проектировщик в сфере генеральных планов, благоустройства и ландшафтного дизайна...  · 1 дек 2022  · dzen.ru/teo_feo_greenhouse
Достаточным, для умения анализировать текущие  и прошедшие исторические события и делать самостоятельные выводы.
То есть, смысл не в запоминании хронологии (хотя и понимать что когда произошло важно), а в понимании событий, в анализе. Важно не количество, а качество.
Хорошо не там где нас нет, а там где мы делаем хорошоПерейти на dzen.ru/teo_feo_greenhouse
достаточными что бы не наступать дважды на одни и те же грабли. "Только бледнолицый (Караченцев) дважды наступает... Читать дальше
Историей России. Краеведением Западной Сибири. Политикой  · 1 дек 2022
Основным, базовым. Преподаю историю 30 лет в ПТУ.  Дня не работал бы в школе. Приходят со школы - знаний "0". Приходится начинать с  уровня 1 класса. Приглашаю через два года друзей моих студентов со школы для сравнения знаний. Горжусь своими ребятами. Жалею выпускников школ. Не осуждаю учителей. Они ведут уроки строго по программе. Понял, не понял - разбираться... Читать далее
Мой любимый день в году - 22 мая. Когда мы празднуем День биологического разнообразия..  · 21 мар 2023
на это вопрос у меня есть история. В бытность, когда я работала в АН РАН, была я в коллегиальном смысле дружна с некой дамой, кандидатом физико-математических наук. И супруг у нее был доктор, лингвист. Дочка имелась взрослая- археолог. В общем семья культурная, многограннообразованная, интеллектуально-разносторонняя. Как то сложился у нас досуг послерабочий, что мы... Читать далее
Маркетинг, продажи, развитие бизнеса... На интересные темы почему бы не поговорить?  · 30 мар 2023
Культурный человек обязательно образованный. А уже потом на его системное образование накладываются: информация, знания, факты, гипотезы и тд.  То есть образование гарантирует минимум необходимых знаний, а дальше уже нет предела совершенству.