Вопрос действительно сложный, но по косвенным источникам вполне можно сделать некоторые выводы. С одной стороны – наблюдается невероятный подъем науки (и грамотности) в странах Арабского Халифата в 8-13 вв., когда создавались школы и открывались университеты. Грамоте учили не только мальчиков, но и девочек. Грамотность нужна была для обязательного чтения Корана. Фатима аль Фирхи способствовала открытию университета в Фесе (Марокко) в 9 веке. Создавались огромные библиотеки, которые аккумулировали и античное наследие, и научные труды арабских ученых.
В Европейских странах развитого Средневековья ситуация была более печальной. Обучение грамоте было обязательно для духовенства и высших сословий. И только в 11 веке в Болонье открывается первый университет, отставая от арабского мира на два столетия. Но начало было положено, и к 15 веку в Европе уже насчитывалось 75 университетов. К этому времени на Ближнем востоке наблюдается упадок культуры и образования, и Европа по уровню грамотности начинает опережать страны Арабского Халифата.