Какими именами обычно называли детей? Существовала ли особая традиция имянаречения?
Да отличия были. Это подтверждается конкретными примерами. Кроме того, что существовал негласная дифференциация в имени наречении, имена давались княжеские (дворянские, барские), мещанские (купеческие), крестьянские была практика смены имени при переходе из одного сословия в другое. Примечательно и то, что в результате перехода из одного сословия в другое, (это происходило достаточно редко), менялось не только имя, но и отчество. Простолюдинка Викторова Фëкла Анисимовна, к примеру, став супругой Н.А.Некрасова — известного русского поэта, превратилась для окружающих в Зинаиду Николаевну. Таким образом, не только простое имя, но и отчество не подходило для новоиспечённой представительницы благородного рода.
Традиция давать имена в соответствии с занимаемом месте в сословной лестнице имеет до христианские корни. Издревле крестьяне давали своим детям имена простые и порой даже похожие на прозвища. Простолюдинам запрещалось нарекать новорожденных именами, которые не соответствовали социальному статусу. Обычными для крестьянских детишек были: Забава, Несмеян, Истома, Последыш, Неждан, Жердяй, Угрюм, Тихой, Жбан, Молчан и т.п. Крестьяне в целях отвратить беду от новорожденного специально нарекали его некрасивыми именем. После принятия православия выбор имени происходил с помощью церковных святцев. Но и здесь имена выбирались родителями с умыслом. Детей нарекали в честь не особенно почитаемых святых, на которые не претендовала знать. Мальчиков называли Потап, Прокоп, Савватей, Антип, Никита, Фрол, Кузьма, Архип, Тимофей и другие, девочек — Марфа, Домна, Ефросинья, Фекла, Матрена, Евдокия, Дарья, Акулина, Агафья и прочие. Крестьяне так же, как и аристократы, старались сохранять свои особые имена, но руководствовались при этом обратной целью. Так они подчеркивали осознание своего статуса и негласно заявляли, что ни на что не претендуют. Иначе помещики могли на них осерчать, особенно если оказалось бы, что дворового зовут так же, как кого-нибудь из барской семьи. По этой причине одни имена из святцев часто имели две формы: благородную и простую. Сравните пары: Анна и Нюра, Мария и Марья, Анастасия и Настасья, Елена и Алена, Георгий, Юрий и Егор, Иоанн и Иван.
Что касается дворянских (княжеских) имен, то среди последних на Руси наибольшее распространение получили: Игорь, Ярослав, Владимир, Олег, Мстислав, Всеволод, Святослав, Ростислав, Светлана, Рогнеда, Надежда, Мирослава. У представителей одного рода они традиционно чередовались через поколение, т.е. сыновей называли в честь дедов.
После крещения Руси список аристократических имён расширился. В него вошли: Роман, Иоанн, Федор, Пётр, Платон, Илларион, Павел, Андрей, Михаил, Дмитрий, Василий, Николай, Александр, Борис, Сергей, Константин. Так звали особо почитаемых святых либо правителей. Вспомните, к примеру, апостола Павла, завоевателя Александра Македонского, императора Константина (Византия). Девочек, появившихся на свет у родителей, принадлежащих к княжескому роду, называли Аннами, Натальями, Александрами, Софьями, Елизаветами, Еленами, Ольгами, Юлиями, Анастасиями, Екатеринами, Евгениями.
Отдельно впоследствии стоит в принятии имени признак "моды". Начиная с XVIII века дворяне часто увеличивали дистанцию между собой и другими сословиями, переиначивая свои имена на французский лад: так Михаил становился Мишелем, Наталья — Натали, а Сергей - Сержем.
Уже в 19 веке в России стала обратная традиция иностранцы стремились менять свои католические и протестантские имена на русские. Эту традицию впрямую ввели царствующие особы России.
Как интересно! Спасибо вам большое за такой подробный ответ.
Полный и Аргументированный ответ с отличной подборкой литературы по теме
Были. Крестьянам и купцам имена давал поп по святцам, и в результате чего там только не было. :-)
Дворяне выбирали для детей наиболее благозвучные имена. И было их не так уж много. Представить себе дворян, носивших имена типа Прасковья или Пафнутий, было сложно. Хотя всякое бывало...
Ответ представляет собой собственные измышления автора без опоры на источники и современные научные исследования
Ответ представляет собой собственные измышления автора без опоры на источники и современные научные исследования