В первую очередь надо понимать, что после смерти Сталина и до победы в борьбе за власть Хрущева ни одно решение такого уровня не могло быть принято единолично. Поэтому не стоит приписывать все исключительно воле Берии (хотя у него могли быть свои мотивы для поддержки этой идеи). Главная же причина амнистии заключалась в том, что к началу 1950-х годов карательная система в СССР и связанная с ней экономика принудительного труда находились в глубочайшем кризисе. Этому способствовали следующие факторы:
- Рост численности заключенных, обладающих боевым опытом (а таковых во время и сразу после войны было очень много) привел к тому, что руководство лагерей все больше и больше утрачивало контроль за ситуацией. Фактически, лагеря стали превращаться в зоны боевых действий (как между различными группами заключенных, так и между заключенными и надзирателями).
- Падение рентабельности принудительного труда, когда затраты на содержание заключенных заметно превышали экономический эффект от их деятельности. Содержать лагеря стало слишком затратно.
Именно поэтому в высшем руководстве СССР и возникла мысль о проведении масштабной реорганизации карательной системы. Из ведения МВД были выведены практически все хозяйственные предприятия, а заключенные были переданы в ведение Министерства юстиции. В такой ситуации проведение широкомасштабной амнистии было вполне логичным шагом, а поскольку Берия был руководителем МВД, которому до недавнего времени подчинялись лагеря, логично, что инициатива исходила именно от него, как человека, лучше других знакомых с ситуацией.
Вряд ли можно говорить о том, что делал он это ради того, чтобы снискать популярность в народе - приказ об амнистии подписывал Ворошилов, а роль Берии в подготовке амнистии была рассекречена только в 1980-е годы. Т.е. в то время просто мало бы кто связал амнистию и добрую волю Берии. С другой стороны, можно предположить, что он планировал воспользоваться амнистией как инструментов в борьбе за власть. Было очевидно, что она приведет к ухудшению криминогенной обстановки, а это позволяло иметь предлог для того, чтобы держать в Москве части МВД, подчинявшиеся Берии. Возможно, он планировал использовать их в борьбе за власть (как прежде использовали гвардию).