Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

По каким критериям формируется школьная программа по истории? Как выбирают что туда должно входить, а что нет?

Например в наших школах весьма поверхностно изучают древний мир и у взрослых людей до сих пор в голове каша где бронзовый век, а где железный. При этом древний мир школьной программы ограничивается средиземноморьем, в то время как средневековье Европы почти не затрагивается, а дальше начинается только история России, вообще без привязок к миру.
ОбществоОбразованиеИстория
Sergey Nikiforov
История
  · 2,9 K
Историк и и преподаватель истории, член Совета профсоюза "Учитель"  · 15 окт 2021  ·
granatov_sok
То, о чём вы пишите, скорее свойственно не программе, а её реализации. В программе изучение отечественной истории стоит примерно на одном уровне со всеобщей. Но так как она перегружена, часов не хватает, а экзамены почти исключительно основаны на отечественной истории, то многие учителя пренебрегают именно всеобщей историей, в угоду отечественной.
Программа по истории сформирована по хронологическому принципу. То есть курс начинается в 5 классе с истории Древнего мира, и заканчивается в 10-11 Новейшей историей. Был период, когда этот курс заканчивали в 9, а в 10-11 классе история изучалась "по второму кругу", на новом, более подробном уровне. Это называлось концентром, но сейчас в России перешли к линейному преподаванию.
Содержание курса формировалось в несколько этапов, в период СССР в центре была классовая борьба, и соответствующее содержание. В 90-е годы сформировались разные подходы и множество программ, которые объединяет большая роль европейской истории, а также введение новых тем в изучение отечественной, в том числе более подробный интерес к имперской истории и критическое осмысление советского периода. В 2010-е началась реформа исторического образования, которая в общем продолжается до сих пор. В этот период произошёл как раз переход от концентра к линейке, а также стали больше внимания уделять таким аспектам как история ВОВ, при этом некоторым темам наоборот, стали уделять меньше внимания (часто - касающимся современных политических проблем, как например Кавказская война), при этом в учебниках например появились разделы об истории неславянских народов России, во всеобщей истории - большее внимание стало уделяться регионам мира за пределами Европы - Азии, Америке. Для преподавания отечественной истории был принят так называемый историко-культурный стандарт, который формально не имеет обязательной силы, но именно на него требуют ориентироваться авторов учебников. Также большое влияние оказывают авторы заданий ОГЭ и ЕГЭ, так как преподаватели уделяют всё большее внимание их содержанию в своей работе.
Но центральная роль в том, как преподаётся история в конкретном классе конкретным ученикам, по-прежнему остаётся у учителя и, в меньшей степени, его школы.
1 эксперт согласен
Изучается по векам. 5 класс отдельно отстоит, как вступление во всеобщую. А дальше, с 6 по 9 класс изучается... Читать дальше
Кандидат исторических наук. Специалист по истории национального вопроса в России.   · 15 окт 2021  ·
asocial_gumoMEM
Вот буквально на днях поднял схожую тему у себя на странице в фейсбуке и получил тапками от "великих учителей". Собственно действительно, многим учителям вообще плевать на научную составляющую курса истории, на то, что учебники безнадежно устарели и полны мифов. Они считают, что самое главное - это методика преподавания, которая позволяет научить чему угодно. Ну и было... Читать далее
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
Надо, обязательно надо лезть и советовать...такое могли сказать ленивые и недалёкие умом люди....пусть на всё... Читать дальше
Я пожилая женщина, мне 79 лет, живу в г.энгельсе, высшее образование- саратовский...  · 15 окт 2021
Я училась в то время, когда знания по всем областям "впихивали" в нас, развивая всесторнне, в моё время, сказанное учителем на уроке мы впитывали как губки и запоминали на долго, потому что было интересно не только на уроке истории...а история для нас была чем-то вроде сказки, после звонка класс сидел и ждал продолжения. Я по образованию технарь, но знания... Читать далее
Учитель истории  · 15 окт 2021
Для учителя (не только истории) руководящими документами в данном вопросе являются, во-первых, ФГОС, где в том числе прописано, какие предметные результаты должны быть достигнуты на каждом этапе обучения, во-вторых, календарно-тематическое планирование, утвержденное директором школы, исходя из количества часов, выделенных на изучение дисциплины. Как раз последнее... Читать далее
4 эксперта согласны
Ну и академиков не стоит забывать, которые такой историко-культурный стандарт сделали, что на всеобщую историю... Читать дальше