Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

По каким критериям формируется школьная программа по истории? Как выбирают что туда должно входить, а что нет?

Например в наших школах весьма поверхностно изучают древний мир и у взрослых людей до сих пор в голове каша где бронзовый век, а где железный. При этом древний мир школьной программы ограничивается средиземноморьем, в то время как средневековье Европы почти не затрагивается, а дальше начинается только история России, вообще без привязок к миру.
ОбществоОбразованиеИстория
Sergey Nikiforov
История
  · 2,9 K
Учитель истории  · 15 окт 2021
Для учителя (не только истории) руководящими документами в данном вопросе являются, во-первых, ФГОС, где в том числе прописано, какие предметные результаты должны быть достигнуты на каждом этапе обучения, во-вторых, календарно-тематическое планирование, утвержденное директором школы, исходя из количества часов, выделенных на изучение дисциплины. Как раз последнее зачастую и является камнем преткновения в вопросе о том, какие темы и насколько подробно следует изучать. Разумеется, начиная с 6 класса большую часть времени занимает история России. Хотя и всеобщей истории уделяется достаточно внимания: в 5-х классах вообще весь год изучают лишь историю Древнего мира (начиная с первобытного общества, заканчивая падением Западной Римской империи), а, например, в 6-х классах при общей продолжительности курса истории 68 часов в год, 28 отведено под историю Средних веков, 40 – под историю России. Конечно, это капля в море, но тем не менее сформировать минимальные представления об этапах исторического развития человеческого общества это все же позволяет. К тому же учитель по своему усмотрению может увеличить количество часов на изучение кажущейся ему важной темы за счет последующего комбинирования двух тем в один урок. Я лично, например, давал тему великого переселения народов и падения Западной Римской империи на двух уроках, вместо рекомендованного одного, так как понимал, что от усвоения учениками этой основы зависит дальнейшее понимание ими хода исторического процесса в Европе, а отдельные темы про феодалов и зависимых крестьян можно вполне объединить в одну. Так что здесь вопрос скорее к конкретным учителям, которые, знаю это не понаслышке, вообще не дают всеобщую историю (особенно в старших классах), заполняя все часы историей России, ведь вопросы по ней составляют 95% экзамена. На мой взгляд, такой подход является чистой воды профанацией (не говоря уже о нарушении целого ряда подзаконных актов) и никак не связан именно с изучением истории, а лишь с натаскиванием на экзамен. В качестве действительной проблемы, о которой Вы упомянули, я бы выделил то, что столь важные и объемные исторические периоды изучаются в младших классах и больше к ним не возвращаются. Поэтому неизбежно, что все пройденное забывается учениками в силу возрастного развития их когнитивных способностей уже к окончанию учебного года, а многие серьезные моменты приходится значительно упрощать. Было бы, на мой взгляд, эффективнее изучать всю мировую историю, но с каждым годом более и более углубленно (как в курсе обществознания). Но это уже вопрос для отдельной темы.
4 эксперта согласны
Ну и академиков не стоит забывать, которые такой историко-культурный стандарт сделали, что на всеобщую историю... Читать дальше
Историк и и преподаватель истории, член Совета профсоюза "Учитель"  · 15 окт 2021  ·
granatov_sok
То, о чём вы пишите, скорее свойственно не программе, а её реализации. В программе изучение отечественной истории стоит примерно на одном уровне со всеобщей. Но так как она перегружена, часов не хватает, а экзамены почти исключительно основаны на отечественной истории, то многие учителя пренебрегают именно всеобщей историей, в угоду отечественной. Программа по истории... Читать далее
1 эксперт согласен
Изучается по векам. 5 класс отдельно отстоит, как вступление во всеобщую. А дальше, с 6 по 9 класс изучается... Читать дальше
Кандидат исторических наук. Специалист по истории национального вопроса в России.   · 15 окт 2021  ·
asocial_gumoMEM
Вот буквально на днях поднял схожую тему у себя на странице в фейсбуке и получил тапками от "великих учителей". Собственно действительно, многим учителям вообще плевать на научную составляющую курса истории, на то, что учебники безнадежно устарели и полны мифов. Они считают, что самое главное - это методика преподавания, которая позволяет научить чему угодно. Ну и было... Читать далее
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
Надо, обязательно надо лезть и советовать...такое могли сказать ленивые и недалёкие умом люди....пусть на всё... Читать дальше
Я пожилая женщина, мне 79 лет, живу в г.энгельсе, высшее образование- саратовский...  · 15 окт 2021
Я училась в то время, когда знания по всем областям "впихивали" в нас, развивая всесторнне, в моё время, сказанное учителем на уроке мы впитывали как губки и запоминали на долго, потому что было интересно не только на уроке истории...а история для нас была чем-то вроде сказки, после звонка класс сидел и ждал продолжения. Я по образованию технарь, но знания... Читать далее