Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Расскажите про Государственную думу Российской империи. Как вы её воспринимаете? Что в ней было интересного?

ИсторияРоссия+5
Андрей Иванов
История
  · 4,1 K
Историк-аспирант, лектор, специалист по Допетровской России https://vk.com/com_pour_his  · 2 дек 2021
Не знаю, насколько ещё актуально, но хочу посоветовать работы К.А. Соловьева о работе Государственных Дум Российской империи, политической повседневности выборов и работы самого органа.
А что до "интересного", то здесь можно выделить несколько моментов из думской истории:
  1. Избирательный закон 11 декабря 1905 г.
Этот документ назначил новый порядок избирательного процесса, скорректировав состав землевладельческой и городской курий и позволив крестьянам увеличить свое полит. влияние. По итогу, при всех "препонах" (вроде дополнительных стадий отбора кандидата) крестьянская курия собрала около половины всех голосов. Этим оказались недовольны ни правые, ни левые. Первые - потому что крестьяне на многие острые вопросы, вроде земельного, смотрели очень радикально. Вторые - потому что мало было представлены рабочие и городские жители.
Избирательное право не было ни всеобщим, ни равным. Но обществом воспринималось как реальный шаг к таковому, даже левыми, вроде социалистов.
  1. Ход избирательной кампании в I Думу.
Он практически не контролировался правительством, поэтому в итоге почти половину депутатов составили крестьяне. Отсутствие контроля было связано с отсутствием же отлаженных механизмов этого контроля, которые получилось более менее выработать лишь к моменту созыва III Думы, да и то правительственные "махинации" не всегда достигали цели. На фоне такого давления власти на практически всех, кто был заинтересован в представительстве, у партий получались интересные союзы, когда конституционные демократы (кадеты) покупали поддержку духовенства, а министерские бюрократы агитировали за левую оппозицию.
  1. Реальная польза Думы.
Думы, даже более "лояльные" III и IV не были реальными марионетками царя или его министерского правительства. В начале контролировать Думу было попросту невозможно из-за разнородного состава и большого числа инертного крестьянства в депутатах. А последние две оказались более автономными, чем кажется - с главами партий Правительству приходилось договариваться и вырабатывать механизмы совместной работы. Они не были прозрачными, а происходили в кулуарах и во время частных приемов, из-за чего складывается впечатление "продажности" или "договорняка" отдельных проектов и выступлений. Но поскольку отлаженной системы работы в рамках правовой нормы не сложилось, и думцам, и министрам, приходилось многие проекты, законы и дела обсуждать сначала лично, а потом выносить на заседание Думы.
Отмахнуться от Думы, как от "декоративного" органа, которым ее иногда изображают, министрам и царю не получалось. Утвердить проект без участия Думы было не так просто, как может показаться на первый взгляд. Все инциденты с проведением законов мимо неё можно пересчитать по одному пальцу одной руки. Да и царь-император не злоупотреблял своим правом вето, применив его только два раза. И в обоих случаях Дума бурно реагировала на подписание своих прав (например, случай с законов о западных земствах).
  1. Законотворческие проблемы.
Дума в конечном итоге не смогла решить основные вопросы, которые волновали общество (в частности, земельный вопрос), да и "законотворческой вермишели", в которой терялась депутатская инициатива, было предостаточно.
Однако в этом заключается некоторая ирония. I и II Думы, вмещая в себя представителей самых разных идеологий и уровня образования, не могли решать глобальные вопросы из-за своей пестроты, отсутствия опыта и дезорганизованности. А III и IV Думы - более умеренные, опытные и склонные к сотрудничеству - уже не ставили перед собой задачу, да и не имели возможности, решать проблемы радикальным путем.
После Третьеиюньского переворота 1907 г. и установления новой политической системы, Дума перестала быть прибежищем для радикалов, что позволило фракциям идти на контакт с правительством П.А. Столыпина и, по сути, принимать действующие и полезные законы, не отвлекаясь на обсуждение заведомо утопических проектов.
  1. Радикализм как причина перехода к "умеренной" Думе.
Примером неэффективного использования законотворческой инициативы может служить проект, поданый 33 депутатами эсерами 6 июня 1906 года, в котором была представлена программа решения аграрного вопроса. Спустя два дня 8 июня 1906 года, Совет министров принял решение о роспуске Государственной думы в случае продолжения нагнетания обстановки вокруг аграрного вопроса.
Что же вызвало такую реакцию Совета министров и как её трактовать? Прямое давление власти? Угнетение со стороны правительства? Самодержавие пытается вернуть свои позиции? Нет. Всего лишь наивность и радикализм эсеров, которые решили, что выносить на обсуждение такие темы, как национализация природных богатств и отмена частной собственности на землю - это хорошая идея.
Ну то есть буквально, этот проект не имел шанса пройти в жизнь, но не из-за нежелания "злых" министров и царя, а по причине отсутствия инструментов для его реализации. Невозможно было его осуществить. А провокационное построение проекта спровоцировало вполне логичную реакцию - роспуск Думы, из-за нежелания работать с радикалами, и ее "сбор" в новом составе, готовом предлагать реальные рабочие проекты.
Исторический лекторий и авторский блогПерейти на vk.com/com_pour_his
2 эксперта согласны
Автор историко-популярного канала "11ЭКЮ", автор двух книг по истории.   · 24 окт 2021
в ней интересно было её наличие вообще. ГосДума Российской империи являет собой переломный момент на стыке эпох, когда Россия могла пойти новым путем, но совсем иным, не тем, который мы знаем. Царь и ГосДума неправильно воспринимали роль нового законодательного органа. Николай считал, что создает очередной карманный аппарат, а депутаты решили, что их задача быть ярой опп... Читать далее
Всего в РИ было четыре думы первые две были распущены из-за нежелания сотрудничать с другими органами Власти страны... Читать дальше
Антрополог, историк  · 2 дек 2021
В первую очередь первые ГосДумы в Российской империи я воспринимаю как неудачные эксперименты. Во многом благодаря тому, что туда путем махинаций, подлогов и тому подобного попало очень много ненужных персонажей, радикалов и практически террористов.
историкъ Россійской Имперіи, убѣжденный монархистъ, противникъ совѣтскихъ (появились ещё...  · 26 окт 2021
Полностью согласен с мнением одного допереворотного профессора: «Многочисленная коллегия, члены которой нередко набираются путем всяческих избирательных подвохов и махинаций и представляют разнообразные интересы, не всегда тождественные с интересами страны, весьма часто издает законы партийные, в угоду тому интересу, который в данную минуту, правдами и неправдами... Читать далее
1 эксперт согласен
Про политдельцов из Гос.Думы Российской империи: «Всякого рода неудачники, не умеющие приложить свои руки к... Читать дальше