Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Существовал ли феминизм в Средние века?

До сих пор нахожусь под впечатлением фильма "Последняя дуэль". Спойлер: Маргарита де Карруж заявляет, что была изнасилована сиром Жаком Ле Гри. Её муж, рыцарь Жан де Карруж, вызывает насильника, отрицающего все обвинения, на поединок — последнюю в истории Франции юридически санкционированную дуэль. Отмечается, что фильм основан на реальных событиях. Боролись ли тогда женщины за свои права?
ИсторияФеминизм
Мария Снегова
  · 4,7 K
Лучший
Историк, специалист по истории Средневековой Франции  · 7 дек 2021
Феминизм - явление молодое по историческим меркам, и, конечно, не укладывающееся в мировоззрение средневекового человека. Впрочем, надо отметить, что и сегодня трактовка понятия "феминизм" имеет различные оттенки, но, если мы будем отталкиваться от некоего базового определения, как борьбы за права женщин, то подобного феномена в средневековом обществе (во всяком случае, европейском) не обнаружим.
Однако будет заблуждением полагать, что роль женщины в Средние века ограничивалась строго очерченными сферами "дом-семья". Мы знаем не мало примеров колоссального влияния женских персонажей на ход истории (Кристина Пизанская, Жанна д'Арк, Екатерина Медичи, Елизавета Английская и многие другие), однако следует задать себе непраздный вопрос: являются ли подобные примеры исключением из правил или же, наоборот, характеризуют подлинный социальный уклад средневекового общества? Однозначного ответа, разумеется, быть не может, но это хорошая пища для размышления.
Другой вопрос, что монополией на "правильное представление" о мироустройстве, как и о выражении его на письме в Средние века обладали мужчины. Поэтому наши знания и представления, в частности, о роли женщины в это время неизбежно формируются через призму мужского восприятия, и это также значимый фактор в размышлениях о "средневековом феминизме".
Социальная функция защиты женщины в Средние века ложится на плечи мужчин. Это мужья и старшие родственники (отец, браться, дяди), цель которых - уберечь женщину от насилия (вспомнить хотя бы банды юнцов, насиловавших девушек и женщин, и ведь общество находило этому оправдание: виноватой в львиной доле случаев оказывалась несчастная девушка, оказавшаяся на пути без должной охраны). Когда речь идёт о защите достоинства, а нередко, и собственной жизни, очевидно, что не приходится говорить о каком-либо равноправии в принципе, это иной мир, в котором существуют жёсткие правила, столетиями культивировавшиеся и насаждавшиеся Церковью (сейчас, речь идет о католической церкви и ситуации в Европе).
Важно понимать, что феминизм, как движение или явление, - это про вопрос и возможность выбора, которого в Средние века (для женщин) практически не было по объективным причинам. Когда подавляющую часть населения составляло крестьянство, экономические условия которого оставляли желать лучшего, когда не существовало должного уровня медицины и методов борьбы с эпидемиями, голодом и ненастьями, подобное положение вещей (распределение ролей в обществе) было, во многом, условием выживания цивилизации. И в этом мы видим эволюционный путь, которой общество должно было преодолеть, чтобы к Новому времени картина мира начала меняться.
Не последнюю роль в "женском вопросе" играли и брачные модели, не раз менявшиеся от античности до позднего Средневековья (об этом можно подробнее почитать в работе Д.Херлихи "Средневековое домохозяйство", но если кратко, то суть сводится к сравнению возраста вступления в брак мужчин и женщин и его корреляцию с условиями жизни и ценностными ориентирами в обществе). И если, например, в период поздней Античности и Возрождения брачный возраст супругов нередко значительно разнился (юная жена и муженёк в летах), то в эпоху раннего и классического Средневековья этот возраст выравнивался, основную массу браков составляли ровесники (с небольшими отклонениями в обе стороны). Очевидно, что даже из такой зависимости можно сделать некоторые выводы о положении женщины, её возможностях реализации.
В общем простор для размышлений, теорий и доказательств в вопросе женского феминизма в Средние века, поистине, безграничен, главное не уходить в крайности и не городить современных конструктов на почве, которая отличалась самой сутью, структурой и содержанием.
А подробнее об этом советую полистать коллективные труды "История женщин на Западе. Т.2. Молчание Средних веков" под ред. Кристины Клапиш-Зубер, а также "История женщин на Западе. Т.3. Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения" под ред. Натали-Земон Дэвис и Арлетты Фарж.
2 эксперта согласны
Спасибо, Ксения, очень полезно и интересно было читать!
История, военная история  · 7 дек 2021
У женщин не было на это фиксации =) они спокойно выполняли свою работу, причем подчас мужскую. Боролись за свои права - и юридически, или, если край, то и с оружием в руках. Живой пример - Клиссонская Львица. Вот у нас статья про нее: https://zen.yandex.ru/media/recononline/janna-de-belvil-kto-pustil-jenscinu-na-korabl-i-razreshil-ei-grabit-francuzov-605cc6efd15daa7344c0... Читать далее
Популяризатор истории, писатель  · 5 дек 2021  ·
grand_orient
Если понимать под феминизмом нечто похожее на его современную форму — то нет, разумеется. Однако определённые элементы женской эмансипации в Средневековье мы встречаем — как то, скажем, возникновение женских ремесленных цехов. Навроде такого: > Наши предки, бургомистры и совет города Кельна, учредили женский шелкоткацкий цех, утвердили его на прочих законах и... Читать далее
Популяризация исторической науки каждый день:Перейти на vk.com/grand_orient
Системный анализ  · 3 дек 2021
Нет. Данный фильм -- не более, чем фанфик "по мотивам". Он отражает проекцию современной повесточки на исторический антураж. Так, по мнению продюсеров, проще продать.
Причём продюсеры ошиблись: кассово фильм проваливается.