Менталитет - это понятие этнопсихологии, определяется как образ мышления, присущий нации или другой социальной группе. Проще говоря, коллективные представления. Если переходить от абстракций по поводу "загадочной русской души", то россияне не отличаются европейцев принципиально. Различие, скорее, в уровне жизни и социальных институтах, которые воспроизводят общественные отношения. А реалии этих отношений таковы, что российское общество атомизировано, отличается высоким уровнем недоверия как внутри общества так и по отношению к власти и бизнесу. Согласно данным Европейского социального исследования (ESS ) за 2018-й год, жители России по сравнению с гражданами наиболее населённых стран Западной Европы значительно чаще говорят о том, что они не могут участвовать в политике (80%), влиять на деятельность правительства (70%), не обращаются к конкретным представителям органов власти на местах (93%) и реже участвуют в выборах (49%). Гражданское общество находится в зачаточном состоянии, опыта самоорганизации практически нет (все это возникает как спонтанные реакции населения на местные проблемы - Шиес, Куштау и т.д.). Социологи объясняют это низким материальным положением и отсутствием практик инициативных действий, избыточным государственным контролем в жизни россиян. И наоборот, сложившиеся доверительные отношения могут являться предпосылкой гражданской активности и коллективных действий, направленных на достижение общественно полезных целей.
С другой стороны, недоверие государству порождает стихийный народный анархизм (что высокие лица назвали "правовым нигилизмом"). Историк и философ Александр Ахиезер писал, что «архаизация сейчас охватывает мысль, массовое практическое действие. Общество идет к рефеодализации и к анархическому индивиду.
(Простые люди в России) отвечали на вызовы истории, в частности на попытки реформ, не на языке диалога, но скорее на языке насилия, бунтом, попытками сломить источники угроз, прежде всего государство, а также попытками уйти от угроз прямым бегством от власти государства, игнорированием попыток власти изменить массовое поведение, образ жизни, стремлением «не слезать с печи», отказом поддерживать власть, полагая, что «барин дурит», отказываться от платежей, отключать от власти потоки ресурсов, противопоставлять государство первому лицу». Отсюда менталитет "моя хата с краю". Социолог Л.Г. Никовская выявила в ценностно-мотивационном срезе россиян депривированный тип с отсутствием и солидарности, и ответственности, и активности. Это от 27 до 35 % российского общества. И это не только алкоголики, а малообеспеченные семьи с апатичными настроениями, где попросту отсутствует субъектность, запросы на изменение своей жизни. И опять же - без сформированного социального ожидания не будет и запроса на изменение социальных и политических институтов. Так что вопрос о национальном менталитете - это вопрос об устройстве общества. При этом, конечно, присутствуют этнические различие в массовой психологии, особенности стилей мышления и способов решения проблем, но все это зависит опять же от социальных институтов.