Молокане – русское крестьянское религиозное движение, отколовшееся от православия в XVIII в. в губерниях Чернозёмной России и Среднего Поволжья. Власти Российской Империи считали их «сектантами» и преследовали.
По сути, они создали аналог протестантизма на русской почве. Так, молокане отрицали необходимость священников (моления проводили избранные из их среды «пресвитеры» – самые грамотные и лучше всего знавшие Библию), не признавали крест и иконы (не носили нательных крестиков и не ставили крест над могилой), не считали необходимым наличие особых зданий-церквей для молитв (моления часто проходили в частных домах, иногда по очереди, но чаще община строила отдельный обычный, ничем не отличающийся от других, общественный «молельный дом» в селе). Молокане – это именно движение, так как они раскололись на много «толков» (отдельных религиозных сообществ): прыгуны (при молениях входят в транс, как протестанты-квакеры, и «трясутся», или «прыгают»), общие (основная часть молокан), максимисты и т.д. Молокане не должны есть свинину, лук и чеснок, пить вино и курить. Считалось, что каждый молоканин должен был быть грамотным, иметь дома и постоянно самостоятельно читать Библию и молиться (помимо участия в общих воскресных молениях). Честный труд также почитался богоугодным делом.
К молоканам по многим религиозным особенностям близки духоборы (духоборцы). Но ни молокане, ни духоборы не имеют отношения к старообрядцам или староверам, ибо у них совсем другое и гораздо более позднее происхождение и совсем иные религиозные различия с православными верующими.
Видимо, от молокан отделись «субботники» Закавказья, превратившиеся в особую религиозную группу (они почитают субботу и не работают в этот день, делают обрезание, пьют и делают вино). В Закавказье их называли «джегуты», то есть «евреи».
После того, как власти открыли существование молокан в России, на них обрушились репрессии – лидеров отправляли в тюрьмы и на каторгу, или же навечно ссылали на окраины Империи, а рядовым молоканам давали выбор: вернуться в православие и вновь креститься, или же уехать к своим высланным лидерам. С конца 1830-х гг. местом ссылки лидеров молокан и местом расселения пожелавших добровольно последовать за своими лидерами рядовых молокан стало Восточное Закавказье – так в 1840-е – 1850-е гг. на территориях современных Азербайджана, Армении и Восточной Грузии появились многочисленные молоканские селения, куда крестьяне-молокане переезжали караванами из конных повозок целыми сёлами. Позже местом ссылки и переселений молокан стало Приамурье.