В случае с женами царствующих монархов и их наследников, их портреты с первенцами (особенно мужского пола) имели особое значение. Юную аристократку выдавали замуж за цесаревича, дофина или кронпринца с единственной большой целью - обеспечить правящую династию достаточным количеством розовощеких младенцев-мальчиков, которые достигнут взрослого возраста. Здоровые девочки-первенцы, впрочем, хотя бы подтверждали фертильность молодой супруги.
Вот, к примеру, портрет английской королевы Шарлотты со старшими сыновьями (Аллан Рамзи, ок. 1764-69. Королевская коллекция). Женой наследника престола принцесса София Шарлотта стала в 1761, и уже в течение следующих двух лет родила двоих мальчиков. Будущий Георг IV (р. 1762) стоит с луком в руках, а на коленях матери принц Фредерик (р. 1763). Образцовая молодая королева!
Вот известный портрет Марии-Антуанетты с детьми в образе примерной матери (Элизабет Виже-Лебрен, 1787. Версальский дворец). Репутация королевы была окончательно уничтожена из-за дела о мошенничестве (т. н. "Ожерелье королевы"), и её портрет в достаточно скромном образе должен был вызвать хоть какую-то симпатию общественности - вместо драгоценностей Мария-Антуанетта окружила себя настоящими сокровищами (своими детьми). Помогло так себе, к сожалению.
Что же с российской императорской фамилией? Хороший вопрос. Дело в том, что в 18 веке подобрать аналогичные изображения едва ли возможно. Вероятно, дело в неоднократном кризисе престолонаследия (или просто сложной политической ситуации, связанной с передачей власти) - особенно если рассматривать вторую половину столетия, к которой относятся приведенные выше примеры.
Ситуация первая. Анна Леопольдовна, наследница Анны Иоанновны. На портрете Ивана Вишнякова (между 1740 и 1746, Государственный Русский музей) изображена в оранжевом платье и в немного странной позе.
Известно, что изначально на коленях регентши был изображен её сын, малолетний император Иоанн Антонович. Видимо, после воцарения Елизаветы Петровны в портрет были внесены необходимые изменения, и вид Анны Леопольдовны стал совсем печален и скромен.
Ситуация вторая. Так как Елизавета замужем не была и своих детей не имела, в наследники определила племянника Петра. Но тот прибыл ко двору в возрасте 14 лет и на коленях тетушки не позировал. Справедливости ради, существует одна картина, на которой присутствует и он, и Елизавета, и даже Екатерина Алексеевна, но об этом в другой раз.
Ситуация третья. Долгожданного наследника Павла Елизавета почти сразу после рождения определила под свое попечительство, и до её смерти родители видели сына только в определенные часы. Ранних портретов Павла с матерью (или с двоюродной бабушкой-императрицей) не сохранилось или вовсе не существовало. Однако позднее великий князь все же появлялся на одних полотнах с матушкой Екатериной - например, на работе Торелли "Великий князь Павел Петрович представляет императрице Екатерине II свою невесту, будущую великую княгиню Марию Федоровну" 1776 года.
Ситуация четвертая. Самой Марии Федоровне также едва ли посчастливилось быть запечатленной на официальном портрете по случаю рождения первенца. Старших внуков Екатерина мыслила в русле своего амбициозного имперского проекта отдельно от их родителей. Но все же есть небольшая акварельная (?) работа примерно 1780-х годов предположительно Хойера, изображающая Павла и Марию вместе сыновьями.
Генеалогия европейских монархов, популяционная генетика, история. Профессия - менеджер... · 26 янв 2022
Из официальных поводов - предстоящая свадьба, второй половинке, несмотря на то, что брак заключался по политическим причинам, всё же отправляли портрет жениха или невесты, и хорошо воспитанные князья и княжны дальновидно "влюблялись" в светлый образ. Часто писали портреты в коронационном одеянии. Также требовался портрет монарха для государственных учреждений, в полном... Читать далее
Пенсионер с разнообразными интересами-история,политика,литература,общество,психология · 26 янв 2022
Писались портреты по самым разным поводам-женитьба,коронация,рождение наследника ,одержание какой-либо военной победы и т.п.-и без всякого повода,просто с целью запечатлеть себя и свою семью для потомства.Фотографий до середины 19-го века не было,а остаться в истории хочет каждый монарх(и не только монарх).Да и парадный портрет это не фотография-гораздо престижней,особ... Читать далее