Декарт писал: "я мыслю, следовательно, я существую". Мышление является фундаментом существования, только не в том расхожем смысле, вроде: "если человек не мыслит, он не развивается, а значит, деградирует" - это все чушь полная. По Декарту "не мыслить" человек вообще не может - разве что, если он лежит без сознания или умер. Под "мышлением" Декарт понимал, по сути, любые состояния психики - фантазию, воспоминания, эмоции, сновидения, словом, все, что происходит в нашем уме, в сознании. И его тезис состоял в том, что поскольку несомненно существуют состояния психики (я сейчас смотрю на экран компьютера - это уже состояние психики), неизбежно существует носитель этих состояний. Можно перефразировать: поскольку существуют мысли, должен быть тот, кто мыслит. Главное для Декарта: не имеет значения, насколько сами эти мысли верны или ошибочны - я могу ошибаться абсолютно во всех своих идеях, я могу мыслить совершенно неправильно, но я не могу ошибаться, когда говорю, что я все-таки существую.
Если и искать у Декарта ошибку, тогда состоит она, пожалуй, в том, что он слишком поспешно переходит от "существует тот, кто мыслит" к "мыслю именно Я" - вот этот переход, действительно, ни на чем не основан. И позднее дедушка Фрейд (при всех недостатках его теории) показал, что мы очень часто ошибаемся, когда приписываем различные содержания своего сознания себе любимому. Оказывается, мысли в моей голове могут быть не совсем "мои" и даже вовсе совсем "не мои". Но они все равно нуждаются в носителе, в субъекте, просто оказывается, что этот "субъект" не равно "я". "Я перестало быть хозяином в собственном доме" (Фрейд).