Аутизм или расстройства аутистического спектра – это особенность развития, связанная с нарушением работы центральной нервной системы.
Простыми словами это состояние, включающее в себя две группы симптомов: а) нарушение социальной коммуникации и социального взаимодействия и б) ограниченные повторяющиеся образцы поведения, интересов и активностей.
Одно из самых популярных современных заблуждений, что аутизм – это болезнь. Современные научные исследования опровергают это утверждение. Аутизмом нельзя заразиться или заболеть, и от него нельзя вылечиться.
Вот здесь вы можете посмотреть вебинар о том, что такое аутизм,
Аутизм ( РАС, расстройства аутистического спектра) – это особенность развития, связанная с нарушением работы мозга.
Простыми словами это состояние, включающее в себя две группы симптомов: а) нарушение социальной коммуникации и социального взаимодействия и б) ограниченные повторяющиеся образцы поведения, интересов и активностей и особенности обработки сенсорной информации.
Раньше аутизм, синдром Дауна, церебральный паралич называли болезнями. Современные научные исследования опровергают это утверждение. Аутизм – это нарушение развития, которое присутствует с человеком в течение всей жизни. Аутизмом нельзя заразиться или заболеть, и от него нельзя вылечиться. Но существуют современные эффективные методы помощи, которые помогают людям успешнее общаться, адаптироваться и участвовать в жизни общества.
Аутизм — тяжелое психическое расстройство, крайняя форма самоизоляции. Выражается в уходе от контактов с действительностью, бедностью выражения эмоций. Аутисту свойственно неадекватное реагирование и дефицит социального взаимодействия.
Характерные признаки аутизма:
1. У ребенка с аутизмом плохо развивается речь, как рецептивная (понимание), так и экспрессивная. Зачастую речь имеет форму эхолалий (повторы элементов речи, услышанных от окружающих или по телевизору). Доступны для понимания лишь простые однозначные указания («садись», «ешь», «закрой дверь» и т. д.). Абстрактное мышление отстает в развитии, что проявляется в непонимании таких элементов речи, как местоимения (твой, мой, его и т. д.) и др. Неспособность ребенка говорить или понимать речь — наиболее частая жалоба родителей при первичном осмотре ребенка. Проблемы с речью становятся очевидны на втором году жизни ребенка.
2. Ребенок ведет себя так, как если бы у него был явный дефицит ощущений и восприятия — т. е. как будто он слепой и глухой, но более тщательное обследование выявляет сохранность всех сенсорных модальностей. Родители детей с аутизмом жалуются на то, что им очень трудно привлечь внимание своих малышей. Обычно они не поддерживают контакт взглядов с родителями и/или не поворачивают голову в ответ на обращенную к ним речь.
3. Дети с аутизмом обычно не развивают тесных эмоциональных отношений с родителями. Это выявляется в первые месяцы жизни, когда родители обнаруживают, что ребенок не прижимается к матери, находясь у нее на руках, а иногда сопротивляется физическому контакту, напрягая спину и пытаясь выскользнуть из родительских объятий.
4. Дети с аутизмом не играют с игрушками, как это делают обычные дети. Они не проявляют особого интереса к игрушкам и не занимаются ими в свободное время. Если они играют, то часто весьма своеобразно, например крутят колеса перевернутого игрушечного грузовика, скручивают кусок веревки, нюхают или сосут куклу. Неспособность играть с игрушками может быть выявлена на втором году жизни.
5. Отсутствуют или заметно ограничены игры со сверстниками. Ребенок может либо не проявлять интереса к таким играм, или у него могут отсутствовать необходимые игровые умения и он, как правило, не обращает внимания на других детей, если только не участвует в простой игре типа «дай-возьми». Этот признак также легко обнаруживается на втором году жизни.
6. Навыки самообслуживания у детей с аутизмом отсутствуют или их развитие крайне задерживается. Им трудно научиться самим одеваться, пользоваться туалетом и есть без посторонней помощи. Эти дети плохо распознают обычную опасность, и за ними нужен постоянный присмотр, чтобы они не получили серьезных травм, переходя улицу с интенсивным движением, играя с электрооборудованием и т. д.
7. У детей с аутизмом очень часты вспышки ярости и агрессии. Эта агрессия может быть направлена на себя, когда дети кусают свои руки, бьются головой о пол, мебель или бьют себя кулаками по лицу. Иногда агрессия направляется на других, и тогда дети кусают, царапают или бьют своих родителей. Большинство родителей детей с аутизмом жалуются на то, что им трудно справляться с ними, на их низкую толерантность к фрустрации и реагирование даже на малейшее препятствие или запрет взрывом ярости.
8. Дети с аутизмом могут часто демонстрировать «самостимулирующее» поведение в форме ритуальных, повторяющихся стереотипных действий. Они раскачиваются всем телом стоя или сидя, хлопают в ладоши, вращают предметы, не отрываясь смотрят на свет, вентиляторы и другие вращающиеся объекты, выстраивают предметы аккуратными рядами, подпрыгивают и приседают или крутятся на одном месте в течение долгого времени.
Ряд видов нормального поведения, обозначаемых как «навыки-осколки» («splinter-skills») или «островки интактного интеллектуального функционирования», часто обнаруживается у детей с аутизмом. Это нормальное поведение проявляется в разных сферах:
1. Аутизм часто диагностируется на фоне нормального прохождения стадий развития, таких как овладение самостоятельной ходьбой в 15 месяцев. Часты сообщения о необычайно хорошем моторном развитии детей с аутизмом, которые ходят и легко удерживают равновесие.
2. Также стало уже привычным искать признаки адекватной памяти при постановке диагноза аутизм. Например, ребенок с аутизмом может быть способен повторять в форме эхолалий или как-то иначе голоса других детей или рекламу по ТВ. Или он может хорошо запоминать зрительные детали.
3. Ребенок с аутизмом может иметь довольно развитые специфические интересы — играть с механическими предметами, приборами, заводными игрушками. Некоторые обнаруживают большой интерес к музыке и танцам. Может замечаться способность к складыванию мозаичных головоломок, любовь к числам или буквам и т. д.
4. У некоторых детей с аутизмом наблюдаются ограниченные, но специфические страхи, существующие в более кратковременной форме у обычных детей. Например, ребенка с аутизмом может необычайно сильно пугать звук включенного пылесоса или сирены проезжающей скорой помощи.
Что делать родителям — общие рекомендации.
Ранний детский аутизм — медицинский диагноз, поэтому его может поставить лишь детский психоневролог. Обязательно пройдите с ребенком всестороннее обследование, а затем вместе с врачами и детским психологом разработайте индивидуальную программу лечения и корректирующего воспитания. Главное — проявлять терпение, доброту и всегда твердо верить в успех. Родители прежде всего должны создать ребенку эмоционально-психологический комфорт, чувство уверенности в себе и защищенности, а потом постепенно переходить к обучению новым навыкам и формам поведения. Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в этом мире, а значит нужно научиться за малышом наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человечка и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами. Как правило, даже неговорящие аутичные дети охотно выполняют невербальные задания, то есть такие, в которых не нужно использовать речь. Необходимо учить ребенка с помощью лото, головоломок, пазлов, мозаики налаживать контакт, вовлекать его в индивидуальную и совместную деятельность. Если ребенок подходит к какому-либо предмету, называйте его, дайте малышу подержаться за него руками, ведь таким образом подключаются все анализаторы — зрение, слух, осязание. Такие дети нуждаются в многократном повторении названий предметов, им надо говорить, для чего они предназначены, пока ребята не привыкнут к ним, не «включат» в поле своего внимания. Когда аутичный ребенок всецело чем-то занят (например, разглядывает себя в зеркале), можно осторожно подключать речевое сопровождение, «забывая» называть предметы, которых касается ребенок, Это провоцирует неговорящего кроху преодолеть психологический барьер и сказать нужное слово. Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться к тому, чтобы они имели какой-то смысл: выкладывание рядов из кубиков — «строим поезд», разбрасывание кусочков бумаги «устроим салют». При «лечении игрой» желательно использовать игры с четко установленными правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходимо говорить. Причем любую игру нужно проигрывать много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила и игра для него была неким ритуалом, который так любят маленькие аутисты.
Проблемы аутичного ребенка нужно решать постепенно, ставя перед собой ближайшие цели: помочь избавиться от страхов; научиться реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии; подключить ребенка к общим занятиям. Поскольку аутистам трудно различать по мимике эмоции других людей, не говоря уже о своих собственных, нужно подбирать для просмотра мультфильмы с героями, у которых понятная мимика. Так, многие аутичные дети «дружат» с паровозиком Томом, героем мультфильмов и игрушкой. В мультфильме «Шрек» тоже очень выразительны мимика и эмоции героев. Пусть ребенок угадывает настроение персонажей сказок (например, с помощью стоп-кадра), пробует изобразить их сам. В минуты погружения малыша в себя старайтесь отвлекать его, играйте в настроения, но ваша мимика должна быть выразительной, чтобы он угадал ваше настроение. Приобщайте малыша к театральным представлениям. Конечно, поначалу ребенок будет оказывать бурное сопротивление попыткам вовлечь его в эти занятия. Однако, если проявить настойчивость, задействовав при этом поощрение, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную радость. Очень полезно придумывать истории, в которых действуют положительные и отрицательные герои. Это поможет ребенку на подсознательном уровне усваивать, что такое хорошо и что такое плохо. Разыгрывать эти истории можно как с детьми, так и с куклами, объяснив, что каждый будет играть определенную роль. «Спектакли» необходимо ставить по многу раз, каждый раз внося какие-то небольшие изменения.
Несмотря на особенности общения, аутичный ребенок должен бывать в коллективе. Если воспитатели детского сада не могут работать с вашим малышом, найдите спецпедагога, который научит ребенка взаимодействовать со взрослыми и детьми в коллективе. Оптимальная подготовка к школе — это малокомплектная интегрированная группа в коррекционном центре. Первое время, пока малыш не привыкнет, родители могут присутствовать на занятиях. Важно помнить, что в сложных случаях коррекционно-развивающие занятия должны быть достаточно интенсивны и продолжительны. Выбор конкретных методов и определение нагрузки лежит на родителях и на психологе-спецвоспитателе или семейном терапевте.
Автор: Doctor.kz
Аутизм — это нейробиологическая дисфункция, возникающая вследствие нарушения развития головного мозга. Его еще называют расстройством аутического спектра, поскольку аутизм многообразен в своем проявлении и характеризуется качественными изменениями в социальных взаимодействиях, коммуникативными проблемами, расстройствами поведения.
Лица, страдающие этим заболеванием, имеют очень узкий круг интересов, склонны к стереотипии (повторяющимся действиям), ритуалам, имеют нарушения речи (вплоть до полного отсутствия) и эмоциональной сферы, испытывают сложности с интерпретацией эмоций окружающих.
Первые признаки появляются в детстве, бывают как тяжелые, так и еле уловимые. Люди с легкими симптомами подлежат социальной адаптации и способны обучаться в общем порядке, вступать в брак, работать, вести нормальную социальную жизнь.
Лицам с тяжелыми формами аутизма присваивают группу инвалидности, в большинстве случаев они нуждаются в пожизненных опекунах и официальных представителях. Аутизм не лечится, диагноз устанавливается на всю жизнь, при этом его дифференцируют с такими заболеваниями, как ранняя детская шизофрения, умственная отсталость, ЗПР и пр. Коррекции подлежат лишь состояния, в которых периодически пребывает больной: тревога, панические атаки, психомоторное возбуждение, аутоагрессия и т.д.
На сегодняшний день каждому пятидесятому в мире может быть поставлен диагноз аутизм.
Наиболее общее верное определение таково: аутизм — это неврологическое по своей природе нарушение развития, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека. Но в целом описание расстройств аутистического спектра — невероятно сложная задача, так как симптомы и проявления многообразны, а многие аспекты еще не исследованы.
Можно опираться на так называемую триаду нарушений:
Если вам интересно немного углубиться в эту тему, начните с этого материала, опубликованного фондом содействия решению проблем аутизма в России «Выход». В нем кратко описаны основные подходы к определению аутизма, которые трудно уместить в один ответ. В целом «Выход» ведет огромную просветительскую работу, и чтобы больше понимать об аутизме, избавиться от разных заблуждений и недопониманий, я очень советую подписаться на них, например, в VK или Instagram.
Аутизм или расстройства аутистического спектра – это особенность развития, связанная с нарушением работы центральной нервной системы. Простыми словами это состояние, включающее в себя две группы симптомов: а) нарушение социальной коммуникации и социального взаимодействия и б) ограниченные повторяющиеся образцы поведения, интересов и активностей.
Одно из самых популярных современных заблуждений, что аутизм – это болезнь. Современные научные исследования опровергают это утверждение. Аутизмом нельзя заразиться или заболеть, и от него нельзя вылечиться.
У моего брата с детства прослеживались признаки аутизма. В школе его не принимали одноклассники. Считали, что странный , хотя и умный, некоторые очень обижали. Сколько было потрачено родителями сил для того чтобы откорректировать поведение брата и отношение его к социуму. Сейчас он поступил в ВУЗ на 1 курс, учится , нашлись друзья,
нюансы поведения есть, но они сглаживаются и не бросаются в глаза. Брат сейчас счастлив, о чем сам говорит. Поэтому я считаю, что скорректировать поведение можно, но этому нужно посвятить всего себя, как сделали мои родители. У них была одна цель- вытащить брата из этой болезни, им это удалось на 90%.
Описание аутизма — это довольно сложная задача. Частично это связано с тем, что медицинские исследователи пока не знают, что именно его вызывает, и какие процессы в организме и мозге приводят к этой инвалидности. Другая причина в том, что огромное разнообразие симптомов и проявлений — это сама по себе особенность расстройств аутистического спектра.
Приходится удовлетвориться очень общим определением, например: Аутизм — это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.