В связи с тем, что украшательство тела с самоповреждениями стало массовым, в последние годы появилось много исследований данной проблемы.
Сразу хочу отметить, что в ответе пойдёт речь только об украшательском направлении, в который не входят татуировки-маркеры групповой принадлежности (криминал, военные, спортивные, субкультурные).
В исследованиях выявлены психологические особенности людей, которые склонны самовыражаться с помощью татуировок и пирсинга.
Первое и самое важное, что было установлено - большинство лиц, которые стремятся к данному типу украшательства воспринимают своё тело (кожу) как носитель информации, а не часть своего субъективного Я.
Ведущими мотивами нанесения модных татуировок и пирсинга являются желание понравиться другим и обретение авторитета в глазах других. Для этих людей очень важна оценка со стороны, при этом у них снижена воля и ответственность за собственные поступки и свою жизнь в целом. Татуировки для них являются одним из способов справиться со страхом, то есть это стремление отрицать или отгораживаться от какой-либо ситуации или чьего-то поведения, если они не согласуется с их интересами и убеждениями. Также татуировки и пирсинг могут говорить об их отгораживании от самих себя из-за непонимания себя.
Сниженные параметры воли и самостоятельности в сочетании со сниженным чувством реальности говорят о личной незрелости и психологической проблематике.
Немецкими исследователями выявлено, что модификации тела могут иметь особое значение для людей, переживших жестокое обращение и пренебрежение в детско-подростковом возрасте, когда межличностные отношения сопровождались физическим и эмоциональным насилием.
Классификации современных татуировок по их содержанию говорят о том, что по ним можно установить не только психологическую проблематику, но и психические расстройства.
Склонность к татуировкам и пирсингу - это не прямое выражение себя, а компенсаторное, и оно преследует две цели: самовысказывание, вызов обществу, негласный призыв, крик о неудовлетворенных потребностях. Человек надеется справиться с эмоциональным напряжением или болью при невозможности чувствовать и действовать. Здесь и происходит объективация - отношение к своему телу не как к части субъективного «Я», а как к инструменту для выражения боли и для нанесения боли.