Книги, мультфильмы и сказки — это такая "шпаргалка к жизни", где указано:
1. Какое поведение хорошее, а какое плохое. За что будет награда, а за что — наказание.
Например: в сказке "Морозко" награду получает героиня, которая скрывает, что ей неприятно: "Тепло ли тебе, девица?" — "Тепло, батюшка"
2. Для разных групп людей — разные правила. Ребенок усваивает правила для своей группы.
Например: в книге "Питер Пэн" у мальчиков — приключения, у девочки — забота о мальчиках. Вот как Питер уговаривает Венди полететь в волшебную страну:
Венди мучили сомнения. Похоже было, что она не согласится.
Питер продолжал безжалостно:
— Венди, ты подтыкала бы нам одеяла по ночам. Ведь нам никто никогда не подтыкал одеяла.
— Ох!
— Ты бы штопала нашу одежду. Ты бы сшила нам карманы. У нас ведь ни у кого нет ни одного кармана.
Ну как тут устоять?
3. Каким или какой нужно быть, чтобы в жизни все сложилось.
Например: главная героиня сказки кроме того, что добрая, — обязательно еще молодая и красивая. А злая колдунья — старая и страшная.
Это может быть одной из причин того, что человек начинает переживать из-за своей внешности. Ни у одной героини не было прыщей, кривых ног и лишнего веса. Если главная героиня некрасива — в конце превращается в красавицу. Некрасивым людям счастья как будто не положено.
4. Что нужно для счастья в жизни.
Что конкретно получает в награду герой/героиня, которые все сделали правильно? Это может быть богатство, власть, безопасность, победа над врагами, жизнь с любящей семьей или в кругу друзей. В разных историях награды разные.
Например:
Иногда сюжет сказки становится сюжетом жизни человека.
Про это писал Эрик Берн в книге "Люди, которые играют в игры." Очень частый вариант — "Красавица и Чудовище", только в реальной жизни чудовище не превращается в принца, никак не хочет исправляться. После разочарования в одном "чудовище" "красавица" отправляется на поиски следующего, и все повторяется снова.
Конечно, для того, чтобы сказка стала сценарием жизни, не достаточно ее просто услышать. Сначала ребенок смотрит на то, как устроена жизнь в семье, какая у него роль. Затем слышит историю и понимает "Это я!". Это может быть сказка, мультик, книга, даже случайно брошенная фраза. Свой сюжет человек находит в возрасте до 6 лет.
Какая сказка определила вашу жизнь?
Бывает полезно найти свой сценарий, чтобы понять, почему мы все время наступаем на те же грабли. Для этого я предлагаю клиентам вопрос:
"Какая сказка, мультик или история по-настоящему зацепила вас в детстве? Очень понравилась или, наоборот, заставила злиться или плакать?"
Затем я прошу рассказать историю своими словами, подумать, чему научила эта история. Например, часто называют сказку "Русалочка", но выводы могут быть совершенно разные.
Какие книги и мультики стоит предлагать детям
Те, в которых герои и автор разделяют близкие вам ценности. Если вы хотите прочитать дочери, скажем, "Золушку", но не хотите, чтобы она повторяла историю героини — стоит после прочтения обсудить ваше собственное отношение к сюжету. Например: "Раньше у женщин не было выбора где и на кого работать. Вот как у Золушки. Только принц мог сделать ее счастливой, а она сама не могла ничего изменить. Но сейчас все иначе." И привести примеры из жизни, из вашего опыта.