Сразу хочу предупредить, что свое объяснение я даю с позиции транзактного анализа (Эрик Берн) и своих взглядов на проблему. Если не согласны - можете смело пропускать не читая :)
Допустим, у нас у всех есть три внутренних эго-состояния:
Если у ребенка деструктивный внутренний Ро - Родитель, который может быть контролирующим/осуждающим, а не поддерживающим/заботящимся, то, так как ребенок маленький, то установки собственного внутреннего Ро ему "победить"/переиначить достаточно сложно.
А родитель/воспитывающий может в силу условно-рефлекторного поведения продолжать давать негативные установки своему ребенку. Это может происходить автоматически, отучиться сразу от плохих поведенческих аспектов - очень сложная задача.
В этом случае то, что психотерапевт выстраивает с ребенком отношения родитель-ребенок могут сыграть полезную роль в дальнейшем формировании у ребенка заботливого внутреннего Ро.
Всегда надо помнить, что дети воспринимают все слова значимых взрослых БУКВАЛЬНО. Эрик Брен называл такой феномен у детей марсианским мышлением. Ну, и локус контроля у детей преимущественно внутренний/интернальный - виноваты они сами. Особенно, если к этому приучили родители.
Почему контролирующий Ро - это плохо?
Часто именно такая мотивация у уже взрослеющего ребенка является патологичной и способна формировать негативное мышление (плохое отношение к себе, неверная/патологичная оценка себя и чрезмерная - окружающих, неверное представление о своих способностях и т.д.). А негативизм очень плохо влияет на личностные аспекты, вплоть до депрессии.
Примеры:
Ро - внутренний Родитель ребенка, ро - родитель, ре - ребенок.
ре: Мама, я получил двойку по природоведению...
ро: Ну, ты не очень расстраивайся. Лучше садись делать уроки прямо сейчас, чтобы загладить вину.
Ро: Я виноват, я должен расстраиваться.
Ребенку дали программу - расстраивайся и чувствуй за это вину, хоть взрослый может и не иметь в мыслях ничего такого.
***
ре: Мам, извини, я немного опоздал с прогулки...
ро: Ничего страшного, в следующий раз приди вовремя, чтобы я не переживала за тебя! Ты же не хочешь, чтобы я заболела от переживаний?
Ро: Мама заболеет из-за меня, если я буду опаздывать.
Аналогично, что и с предыдущим: чувство вины накладывающееся на определенное действие ребенка.
***
ро: Ну и дурочка же ты у меня!
Ро: Я должна вести себя глупо.
Здесь родитель дает понять, что рядом с собой "умников" он видеть не хочет.
Схема-терапия - это ... эффективнейший подход ...
Не могли бы вы привести исследования, которые это подтверждают?