Быть невзрослым и безответственным легче, так как это состояние создаёт иллюзию беззаботности. Ответственность - это всегда груз, утяжеление.
Ведь идти в припрыжку всегда легче, когда руки пустые и тяжёлый рюкзак за плечами не висит. Так и со взрослым поведением.
Приучать к взрослости и ответственности нужно с раннего возраста и постепенно. Ответственность должна постепенно становиться привычкой. Её очень сложно включать волевым решением, при том, что принятие решений это энергозатратный психический процесс.
И если родители и взрослое окружение формируют ответственность в детях своеобразно, то есть не очень участвуют в её формировании, а 16 лет начинают требовать ответственного поведения, то и вопросы возникают не столько к безответственным детям...
Недавно наткнулась на очень интересный пример формирования ответственного поведения ребёнка в семье известного психолога.
У всемирно известного психотерапевта Милтона Эриксона была большая семья, состоящая из четырех сыновей и четырех дочерей. Это была большая дружная семья. Когда его дочери Кристи было 2 с небольшим года, произошла такая история:
"Однажды в воскресение мы всей семьей сидели и читали газету. Кристи подошла к матери, схватила газету, скомкала ее и бросила на пол. Мать сказала: "Кристи, это не очень красиво выглядело, подбери газету и верни ее мне. И извинись".
" Я не должна",- сказала Кристи.
Каждый из нас сказал Кристи то же самое и получил такой же ответ. Тогда я попросил жену взять Кристи и отвести ее в спальню. Я улегся на кровать, а жена положила ее рядом со мной. Кристи с презрением смотрела на меня. Она начала выкарабкиваться, но я схватил ее за лодыжку.
" Отпусти!"- сказала она.
"Я не должен",- ответил я.
Борьба продолжалась, она брыкалась и боролась. Очень скоро ей удалось высвободить одну лодыжку, но я ухватил ее за другую. Борьба была отчаянной- это было похоже на молчаливую схватку двух гигантов. В конце концов, она поняла, что проиграла, и сказала: "Я подберу газету и отдам ее маме".
Вот тогда и настал главный момент.
Я сказал: " Ты не должна".
Тогда она, подумав получше, сказала: "Я подберу газету и отдам ее маме.
Я извинюсь перед мамой".
"Ты не должна",- вновь сказал я.
Ей пришлось основательно задуматься и поразмышлять:"Я подниму газету, я отдам ее маме, я хочу ее поднять, я хочу попросить прощения".
"Хорошо",- сказал я.
Эриксон помог дочке сделать самостоятельный вывод произошедшей ситуации и взять на себя ответственность за собственное поведение, направил ее к правильным действиям.