В семье нужен отец по определению. Понятие "семья" включает в себя мужа, жену и ребёнка. По аналогии: школа - это место, где учителя учат детей. Если задаться вопросом: зачем в школе нужны учителя, то мы ссылаемся на определение слова "школа" и выводим из этого определения необходимость наличия учителей, поэтому любое другое место, в котором нет учителей, не может являться школой, так как это противоречит определению понятия - школа. Но это, конечно же, очень поверхностный ответ, поэтому предлагаю переформулировать вопрос: "какую функцию в семье выполняет отец?".
Функция матери заключается в том, чтобы любить ребёнка. Любовь матери - это жизненная сила, которая, говоря языком физики, обеспечивает мощность развития и движения. Однако, для того, чтобы мощность была эффективно использована, ей нужно придать определённую форму и направление. Вот это и есть функция отца в семье.
Отсутствие отца может быть причиной формирования пограничной структуры личности, которая приводит черно-белому мировосприятию, когда что-то либо абсолютно плохое, либо абсолютно хорошее, а полутона отсутствуют. Следствием пограничной структуры является систематическая неудовлетворённость жизнью и невозможность выстроить хорошие отношения с близкими, потому что любая отдельная отрицательная черта человека приводит к отрицательному восприятию всего человека в целом. Невозможность уместить в рамках одного восприятия негативное и позитивное приводит к тому, что любая негативная ситуация становится причиной полностью негативного мировосприятия. Как только в чём-то хорошем (идеальном) появляется что-то нехорошее (неидеальное) - восприятие переворачивается в обратную сторону, и то, что раньше было полностью идеальным, становится полностью плохим.
Рассмотрим механизм формирования пограничной структуры личности в условиях отсутствия отца.
Ребёнок жизненно нуждается в материнской любви (см. исследования Рене Шпитца). В норме чтобы заслужить любовь матери, ребёнок должен просто быть. Чтобы заслужить любовь отца - нужно следовать его правилам. Мать любит по факту существования, отец любит за правильное поведение. Если мать попытается взять на себя отцовскую функцию, она потеряет материнскую функцию, потому что безусловная любовь предполагает безусловное принятие, а безусловное принятие невозможно совместить с навязыванием правил, потому что несоответствие правилу приводит к негативной материнской реакции, то есть - к не-безусловной любви. В итоге ребёнок чувствует любовь матери, когда следует правилам, и лишается этой любви, если допускает ошибку. Это и приводит к неспособности сохранить положительное мировосприятие, если в это восприятие попала негативная черта. Скажем, если утром в общественном транспорте кто-то наступил вам на ногу, то весь день оказывается испорченным, потому что плохое, попавшее в хорошее, отравляет хорошее до уровня плохого - ложка дёгтя в бочку мёда, как говорится.
Почему плохое не может уместиться в хорошем без искажения общего восприятия? Потому что пограничная личность способна к логическому мышлению, но неспособна к понятийному мышлению. Основное правило логики: нельзя приписать объекту два противоположных качестве одновременно. Это называется - закон непротиворечия. Если есть что-то хорошее, то из определения слова "хорошее" мы должны заключить, что в хорошем отсутствует плохое. А если плохое есть, то хорошее далее не может быть хорошим, потому что из определения хорошего следует, что плохого там нет. Частично хорошее и частично плохое - это логически невозможное представление. Скажем, в математике есть либо плюс, либо минус, не может быть на 99% плюс, и на 1% минус.
Почему отсутствие отцовской фигуры приводит к отсутствию понятийного мышления?
Сначала рассмотрим, чем понятийное мышление отличается от логического. Представьте себе круглый квадрат. Логическое мышление запрещает такое представление, потому что определение круга и квадрата не пересекаются, а значит любое круглое не может являться квадратным и наоборот. Но давайте предположим, что существует объект, который может быть назван и круглым, и квадратным в зависимости от точки восприятия. Этот объект - цилиндр. Если смотреть на него сверху, это будет круг, если смотреть с боку, это будет квадрат. Вот это и есть понятийное мышление.
Понятийное мышление не нарушает законы логики. Логическое мышление функционирует в языковой плоскости, понятийное мышление - в языковом пространстве. Языковое пространство отличается от языковой плоскости наличием уровней обобщения, которые позволяют создавать множество точек зрения и рассматривать объект со всех сторон. Квадрат - фигура на плоскости, куб - фигура в пространстве. Куб имеет 6 граней, которые, при взгляде на них под прямым углом являются неотличимыми друг от друга квадратами. 7-ая точка зрения на куб выводит нас за пределы и показывает, что квадрат не является квадратом. Как вы понимаете, в пространстве существует бесконечное число углов восприятия.
Как наличие отца связано с развитием способности к понятийному мышлению?
Как уже было сказано, понятийное мышление позволяет воспринять одно и то же с разных точек зрения, при которых значение этого - одного и того же - может меняться на прямо противоположное или на совершенно другое. Как в формировании этого механизма участвует отец - неочевидно.
Грудной ребёнок имеет неограниченный доступ к матери. Мать благодаря своему биологически обусловленному материнскому инстинкту и соответствующей социальной надстройке испытывает желание дарить ребёнку заботу. То есть мать испытывает удовольствие, когда ребёнок обращается к ней с потребностью, которую она способна удовлетворить. Таким образом неограниченный доступ ребёнка к матери поддерживается материнским желанием быть доступной и удовлетворяющей. Однако режим неограниченной доступности имеет ограничения во времени этого режима в зависимости от возраста ребёнка. И если человек в 30 лет имеет неограниченно доступную мать, значит отца у этого ребёнка не было, потому что отец не может смириться с тем, что ребёнок спит с матерью в одной постели тогда, когда уже способен спать отдельно.
Речь идёт о сексуальной жизни мужчины и женщины. Если ребёнок находится в одной комнате с родителями, и тем более, если он спит в одной с ними постели, то полноценные сексуальные отношения становятся невозможными. Поэтому ребёнок должен быть вынужден покинуть сначала общую с матерью постель, а затем и общую с родителями комнату. Может ли мать отпустить ребёнка от себя? - нет. Может ли ребёнок не хотеть вернуться к матери? - нет. Единственная причина, которая может эффективно разделить мать с ребёнком - это сексуальное влечение отца к матери.
Обычно, если ребёнок испытывает тревогу, страх или беспокойство, он обращается к маме, а мама его жалеет. Следовательно, поведение "мне плохо, пойду к маме" - это правильное поведение. Но если у родителей предполагаются сексуальные отношения, а ребёнок в это время подходит к маме и говорит: "мама, мне страшно спать одному, можно я с тобой буду спать", то такое поведение не будет одобрено. Следовательно, одно и то же поведение может быть правильным или не правильным в зависимости от ситуации. А ситуация эта регулируется отцом. И вот здесь зарождается основа для будущего развития понятийного мышления, которое формируется к 13-летнему возрасту.
Естественно, функция отца в семье гораздо шире, чем описано здесь. Я постарался раскрыть лишь самую неочевидную сторону вопроса.
Необходимо понимать, что физическое наличие биологического отца в семье не гарантирует его способности к осуществлению отцовской функции.