Утверждать, что "не могут", не совсем верно: представители разных конфессий и даже совершенно разных религий неоднократно договаривались.
В том числе, и в отношении религиозных догм.
Кроме того, неоднократно предпринимались попытки объединения нескольких или многих, и даже всех существующих религий.
Некоторые из них вполне успешны.
В наше время существует множество синтетических или синкретических религий, в общей сложности объединяющих миллионы людей. Некоторые из них широко известны, как например Церковь Объединения и Бахаи, другие себя не афишируют.
Почему большинство людей всё же относит себя к так называемым традиционным религиям, это другой вопрос.
В отношении заданного существенно следующее:
- особо не о чем договариваться. Люди в основном договариваются о совместных действиях и общих нормах. Реже о ценностях, как ориентирах. Никто не договаривается о конкретных истинах, принципах, основаниях. О чувствах. О том, как именно верить. Можно договориться об общем символе веры, но это не она сама
Возможно, тут я преувеличиваю, готов обсудить.
- договоренность не означает слияния. Допустим, вы договорились объединить ценности Ислама и Христианства, под общей "крышей". Вы же не загоните в свой теремок всех мусульман и христиан. То есть вместо объединения получается ещё одна религия или ересь. Разнообразие только увеличивается (как и предсказано)
- как правило, договариваться незачем. В отношении веры, не вообще. Вера сама по себе не требует "солидарности". Если я верю в одно, а вы в другое, это может помешать нам договориться и действовать вместе (жить одной семьёй, например), но не инициирует саму потребность совместного действия. Вы делаете своё, я своё
Каждый идёт к своему "добру и свету". Пока мы по иным причинам не делим одно пространство — комнату, дом, страну... Тогда может выясниться, что мы хотим (или вера требует) обустроить это пространство по разному. И тогда мы либо договоримся (но не о вере или общем культе), либо начнём воевать.
Так и происходит, собственно. Договоры бывают разные, военные цели тоже. Однако никто не бьёт морду другому по причине недопонимания последним добра или недостатка света в его душе. Так можно оправдывать свою агрессию, конечно, но источник её не в этом. Источник в намерении распространить собственное добро.
Оно же может быть основанием для договора.
То есть верующим нет нужды менять свою веру, чтобы договориться. Если их базовые ценности это позволяют, они и будут опорой общему. А если нет (например, если Бог однозначно и недвусмысленно требует освободить местность от неверующих), договариваться бесполезно.
При желании — которое не всегда исходит из веры — можно "лавировать". Понять слова Бога по-своему; растянуть процесс на годы или века, допустить обращение неверных, заменить физическое уничтожение экономическим давлением... или наоборот. Однако обманывать свою веру бессмысленно.
Это не предмет спора или договора, это базовое основание. Если оно позволяет, мы договоримся (при желании). Нет — один из нас в итоге погибнет или уйдёт. При этом не столь существенно, насколько мы расходимся в догмах. Важно только, насколько искренне верим.
Другое дело, что моя личная вера может не совпадать с "требуемой", не соответствовать "символу". Или быть слабой.
Тогда я могу:
- принять вашу веру. Почему не попробовать
- принять вашу веру внешним образом, то есть следовать её культу; но как бы хранить свою (и тайно молиться)
- начать искать общие или более верные основания; новую опору. Это может привести к "ереси". В частности, синкретизму
Синкретические культы существовали и в прошлом, с древнейших времён. А одна из "мировых религий" (индуизм) по сути своей синтетична. То есть состоит из множества культов, объединённых общей философией (хотя отдельные культы могут отвергать остальные), и может включать в себя новые (хотя они бывают не согласны).
Подружить в одной голове религии со своими Писаниями несколько сложнее, но тоже случается.
То есть чисто теоретически представители разных конфессий договориться вполне могут. При желании даже о вере, если упёрлись. Просто сама вера этого не требует, ей вполне хватает себя.
...каюсь, ответил не на все Ваши вопросы :)
Суть моего ответа сводится к тому, что убеждение в отсутствии или невозможности договоренности между верующими разных конфессий (а также религий и культов) иллюзорно. Мы живём в мире, где такие договоренности есть и играют большую роль.
На всё дополнение так и не отвечу, но немного добавлю:
— кому тогда верить?
Если это Вы о себе — кому хотите. Вам повезло, у Вас большой выбор. У многих его вообще не было. Думаете, это лучше? Тогда поживите в тоталитарном государстве с фанатичными родителями. Может, хоть мой ответ станет понятнее...
— почему же тогда представители всех конфессий не создадут... какой-нибудь общерелигиозный совет... свод правил?
Потому что это Вы упёрлись в свою "веру", а не они. Извините за прямоту. В отношении самой веры это не нужно — хотя в истории подобное бывало (просто не именно "всех конфессий"). А в отношении правил вообще это сплошь и рядом, Вы просто не замечаете.
Откуда, по-Вашему, взялись все государственные законы, международное право? Всё атеисты придумали? Или представители одной конфессии навязали остальным? Бывает и так, локально; обычно в пределах одной небольшой страны. Империи могут начинать подобным образом, но в итоге всё равно "договариваются". Фанатизм бывает хорош на начальном периоде завоеваний, потом приходится учитывать разные верования, в итоге чуть ли не все.
А иногда империи начинаются с подобного договора. Например, одной из наиболее атеистичных стран являются США — но кто писал и кто принимал их Конституцию?
Вы говорите о праздниках, но посмотрите на календарь. Сам календарь. Мы живём по нему, потому что католический календарь приняли протестанты. Не все последовали за ними, да. Однако учитывают.
Я уж не говорю о часах и минутах :)