Советская пресса о голоде и людоедах. 1922 г.
В новом, 1922-м, году сообщения о людоедстве стали поступать в Москву со все увеличивающейся частотой. 20 января сводки упомянули о людоедстве в Башкирии, а 23 января руководителям страны доложили, что в Самарской губернии дело вышло за рамки единичных случаев:
"Голод дошел до ужасных размеров: крестьянство съело все суррогаты, кошек, собак, в данное время употребляют в пищу трупы мертвецов, вырывая их из могил. В Пугачевском и Бузулукском уездах обнаружены неоднократные случаи людоедства. Людоедство, по словам членов волисполкома, среди Любимовки принимает массовые формы. Людоеды изолируются".
27 января "Правда" написала о повальном людоедстве в голодающих районах: "В богатых степных уездах Самарской губернии, изобиловавших хлебом и мясом, творятся кошмары, наблюдается небывалое явление повального людоедства.
Доведенные голодом до отчаяния и безумства, съевши все, что доступно глазу и зубу, люди решаются есть человеческий труп и тайком пожирают собственных умерших детей.
Из с. Андреевки Бузулукского уезда сообщают, что "Наталья Семыкина ест мясо умершего человека - Лукерьи Логиной".
Начальник милиции 4-го района Бузулукского уезда пишет, что по пути его следования в трех волостях он "встретил бывалые древние случаи людоедства древних индусов, индейцев и дикарей северного края" и что эти "бывалые случаи" выражались в следующем:
1) В селе Любимовке один из граждан вырыл из могилы мертвеца-девочку лет 14, перерубил труп на несколько частей, сложил части тела в чугуны... Когда это "преступление" обнаружилось, то оказалось, что голова девочки "разрублена надвое и опалена". Сварить же труп людоеду, очевидно, не удалось.
2) Из слов членов Волисполкома с. Любимовки видно, что "дикое людоедство" по селу принимает массовые формы и что "в глухие полночи идет варка мертвецов", но фактически "преследован" лишь один гражданин.
3) В с. Андреевке, в складе милиции лежит в корытце голова без туловища и часть ребер шестидесятилетней старухи: туловище съедено гражданином того же села Андреем Пироговым, который сознался, что ел и не отдавал голову и мертвое тело.
Вот еще один документ. Это выдержка из показаний крестьянки:
"Я вдова. У меня 4 детей: Анна, 15 лет, Анастасия, 13 лет, Дарья, 10 лет, и Пелагея, 7 лет. Последняя была сильно больна. В декабре, я не помню числа, у меня с сиротами не было никаких продуктов.
Старшая девочка натолкнула меня на мысль зарезать меньшую, больную. Я решилась на это, зарезала ее ночью, когда она спала. Сонная и слабая, она под ножом не кричала и не сопротивлялась. После этого моя старшая девочка, Анна, начала убирать убитую, т. е. выкидывать внутренности и разрезать ее на куски".
Из статьи Евгения Жирнова.
отлично расписанный ответ
Конечно. Во время Великого голода 1601-1603 годов. Из-за отдалённости тех событий до нас дошли конечно только глухие отзвуки в воспоминаниях очевидцев, например http://www.hrono.ru/sobyt/1600sob/1601golod.php но, полагаю, из-за ужасающих размеров бедствия, каннибализмом тогда было никого не удивить.
Не массовый, но все же. Маньяк Спесивцев. 4 доказанные жертвы, но по факту считается, что их больше (19 вроде). Тела разделывал и ел. Жуткие преступления совершал, ему и мать помогала. Почитайте.
А давайте консилиум соберём - порешаем, массовый или не массовый этот единичный случай.
Тут многие пишут о голоде в Поволжье в 1920 годах, но мало кто знает о том, что спустя десять лет этот ужас вновь повторился, только теперь это было не из-за засухи, а из-за власти, которая обобрала края до самой ниточки и людям совершенно нечего было есть. Деревни вымирали, вновь вернулось людоедство, а полит. Верхушка следила, чтобы ничего не просочилось в СМИ.