Первым всегда будет бытие. А дальше уже осознание бытия. Сознание может быть разным, оно может быть конформистким:
Оно может быть абсурдным:
И бунтарским:
Это не взаимоисключающие сознания. Стремящийся что-то поменять в политике, человек может быть консервативен в браке, мириться с его недостатками, ощущать неприязнь от критики традиционных отношений.
Иногда люди пытаются сделать рокировку, путем воспитания детей. Определить им нужное сознание, чтобы дети определали с его помощью бытие. Это очень трудно. Все помнят критику такого воспитания: можешь сто раз ругать ребенка за курение, но если ты сам куришь, это бесполезно. Вот это оно и есть. Взрослея и сталкиваясь с бытием, ребенок будет ощущать острый диссонанс, переживать, делать резкие выводы. Окажется, что друзья могут предать, что девочки не будут любить тебя за доброту и помощь, что Родина не самая лучшая страна, что зло часто не наказывается и так далее. Человека от такого начинает перекручивать, нужен хороший запас ума и спокойствия, чтобы позже осознать, что, ну, мир таков.
Ни один из серьезных философов не занимался этим вопросом. Просто потому, что он безграмотно сформулирован. Вот грамотная формулировка соотнесения "бытия" и "мышления/сознания" у Парменида (а не у университетских доцентов): "бытие и сознание его узнающее - тождественны". Иначе, бытие и сознание являются континуумом. Т.е. они связаны: "бытие-сознание". Бытия нет без сознания, думающего о бытии. Сознание же и есть способ думать о бытийном. Одно НЕВОЗМОЖНО без другого. Правда, нужно понимать, что философы не говорят о сознании "в голове" и о бытии как о "существовании в целом". Вопрос о первичности - псевдовопрос (вошедший в обиход с подачи бомбардира, проучившегося один год в университете, Фридриха Энгельса), который гулял в марксистской идеологии. Не путать с философией Маркса. Маркс был грамотным философом.
Всегда бытие и сознание — единство (континуум). Только важно: язык философии символический (непрямой). Тогда сознание здесь не то, "что в голове", а так и определяется: то, что думает о бытии ("заботится о бытии" Мартин Хайдеггер), а бытие — бытие существующего. Иначе, срез мира, который открывается, когда есть думающий о бытии (философ). Бытие это то, что позволяет осмысленно и продуктивно жить.