Как политический мыслитель, Лютер был предшественником идеи "полицейского государства" в широком смысле, то есть автономного государства, поддерживающего у себя порядок во всём, от работы водопровода до предотвращения драк. Потом эту идею полицейского государства развивали Кант, Фихте и некоторые другие протестантские деятели немецкого романтического национализма.
В понимании Лютера, полицейское государство должно в том числе обратить всех в христианство, чтобы все люди в нем одинаково понимали свои обязанности и тем самым способствовали процветанию государства. Евреи представлялись ему наиболее упорной группой, сопротивляющейся своему обращению в христианство.
Антисемитизм его не был чем-то выдающимся на фоне позиций и многих католических деятелей. Дальним предшественником Лютера был, например, выдающийся богослов Кирилл Александрийский, в 411 г. изгнавший из Александрии Египетской всех евреев, обвинив их в подготовке резни христиан с целью монополизации торговли — это изгнание не одобрили наместник Орест и философ Гипатия, выступавшие за мирное сосуществование религий, из-за чего христианская чернь расправилась с последней на волне уже неконтролируемого насилия.
Антисемитизм Лютера включал в себя неприятие ростовщичества, крайне отрицательное отношение к учебным заведениям иудеев (он считал, что евреи, будучи бедны, могут быть легко мобилизованы раввинами на восстание), наконец, страх перед мобильностью евреев. Во всём этом он видел угрозу для правильного полицейского государства. Он прямо предлагал запретить евреям покидать место жительства и ввести принудительный труд для всех евреев-мужчин. При этом никакой речи о казни евреев Лютер не допускал, считая, что полицейски-принудительные меры действуют лучше, чем любые кары.
Нам нужно понимать, что идея всеобщих гражданских обязанностей или повинностей тогда только намечалась, и Лютер развивал ее как мог, часто из-за вспыльчивости впадая в недопустимые излишества. Позднейшее лютеранство в целом не восприняло антисемитизм Лютера, поскольку не восприняло его исторический скептицизм и полицейскую утопию, стремясь регламентировать общинную и гражданскую жизнь ситуативно. Даже на фоне ближайших сподвижников антисемитизм Лютера выглядит его специфической политической позицией, не имеющей прямого отношения к программе Реформации.