Извините, коротко не ответить. Почему вообще мирное сосуществование людей и народов время от времени сменяется кровавой враждой, почему эти периоды бывают более или менее длительными? Почему тот же антисемитизм полыхал в западном мире несколько веков, а в наше время почти отсутствует, отступив в некоторые периферийные зоны? Дело не в религиозных доктринах, а в материальных условиях существования народов: христианство и иудаизм в последние несколько веков почти не изменились, и антисемитизм к их противоречиям прямого отношения не имеет, т.к. он родился задолго до Христа, поражает любые мозги (в т.ч. атеистические) и неотделим от материальных претензий к людям. Дело в том, что взаимовыгодное сотрудничество, обогащающее большинство его участников, периодически натыкается на препятствия, сменяется кризисами и превращается в "игру с нулевой суммой" - силовую конкуренцию за лимитированный ресурс, в которой объединение людей в рвущие друг друга стаи и сдача своей свободы индивидуальному или коллективному фюреру многим кажется делом выигрышным или даже единственно возможным.
Кроме того, прогрессивно-поступательное развитие производительных сил (капитализм) - сравнительно поздний плод исторического процесса, а до 18 в. (английская промышленная революция) большинство человечества занималось полунатуральным сельским хозяйством, в котором рост индивидуального богатства наталкивается на фатальные пределы. Двойной рост трудовых вложений на той же площади при прочих равных условиях не даст двойного роста урожая (кто копал свой участок, не даст соврать), т.к. вклад труда в конечный продукт много меньше 100%. И вот в этом аграрном не прогрессирующем мире, управляем авторитарными властителями, еврейская диаспора была торгово-финансовой инфраструктурой (чем ещё заниматься пришельцам, когда земля - "не резиновая"?), необходимой для народов и государств, но одним своим существованием порождающей системные противоречия между 2 секторами хозяйства (рыночным и натуральным) и периодически подвергающейся погромам, грабежам, изгнаниям и даже истреблениям. (Типичный пример: неурожай - невозможность платить проценты по долгам - социальный взрыв.)
Чем была Реформация М.Лютера и его последователей (У.Цвингли, Ж.Кальвин, Дж.Нокс и др.)? Здесь классики марксизма не ошибались: буржуазной революцией - попыткой освобождения каждого индивида от посредников между ним и сверхмирным Абсолютом, утверждением его свободы и реабилитацией мирской деятельности. М.Лютер претендовал создать вдохновлённое Христом открытое общество, в котором будет место всем людям независимо от происхождения, - и потому он первоначально был ярким филосемитом: "Как иудей примет нашу веру, когда видит ненависть и враждебность к себе? В нашем поведении к ним мы менее похожи на христиан, чем звери! ", "Как мы можем ожидать их исправления, когда сами им запрещаем жить и трудиться среди нас, вынуждаем заниматься ростовщичеством?", про католическое духовенство - "если б я был евреем, а эти олухи и тупицы проповедовали христианство, то я бы лучше согласился стать свиньёй, чем христианином" и т.п., требовал гражданского равноправия независимо от религии, свободы торговли для всех. Он, конечно, ожидал, что его "истинное" христианство привлечёт к себе весь мир - и прежде всего богоизбранный народ, а когда увидел, что иудеи в основной своей массе не идут за ним (для них его доктрина "оправдания не делами, а только верой" ещё менее приемлема, чем Католицизм или Православие) - обрушился на них так же страстно, как прежде защищал, и в 1543 г. (за 3 года до смерти) написал книгу "О евреях и их лжи", где не только призвал к гонениям, исключая убийства (запретить торговать и путешествовать - нарушителей грабить, конфисковать деньги, принудить к физическому труду, арестовать всех раввинов, крайняя мера - изгнать), но и присоединялся к тем фольклорным наветам, которые прежде осуждал (отравление колодцев, распространение чумы и т.п.).
Но дело не только в личных проблемах М.Лютера (до него такой же переворот в отношении к евреям - и по тем же причинам - пережил основатель ислама Мухаммед), а в том, что для Германии Реформация стала не освобождением от феодальной системы, а напротив - её радикальным усилением: ослабление имперской власти, укрепление мелкодержавия, 2-е закрепощение крестьян, упадок городов и торговли и т.п. Закрытое общество не исчезло, а укрепилось - и антисемитизм в нём стал безальтернативным, поэтому из лютеровского наследия востребованным стал не ранний филосемитизм, а поздний антисемитизм - вплоть до 1945 г. (потом - наоборот). После "Хрустальной ночи" 1938 г. (9 ноября - день рождения Лютера) лютеранский епископ-нацист говорил: "только сейчас мы видим евреев так, как их видел Мартин Лютер". Сам М.Лютер пережил большие разочарования (увидел, какие разрушительные силы он невольно развязал), выступил против крестьянских повстанцев и сознательно выбрал сторону светских феодалов, которые стремились присвоить церковные земли и превратили лютеран в свою идеологическую обслугу.
В других протестантских странах (Голландия, Англия, США) Реформация сыграла положительную роль, помогла становлению и развитию капитализма - и там традиционный антисемитизм в 16-20 вв. отмирал, свободные люди оценивали друг друга индивидуально. Да и современник М.Лютера Ж.Кальвин ("духовный отец" англоязычных народов) ещё больше усилил коммерческую составляющую реформационной доктрины, а в своей Женеве не столкнулся с фатальными социальными противоречиями и не заболел антисемитизмом. Голландцы 16-17 вв. считали "богоизбранным народом" себя, но евреев не обвиняли в "духовной узурпации" и хорошо с ними сотрудничали - вместе делали деньги: когда бизнес идёт хорошо, его участники могут позволить друг другу "заблуждаться", сколько им влезет, вот если наоборот - тогда "тушите свет, сливайте воду". Именно так было в Испании с кон.14 в.: до того - процветание страны и равноправие иноверцев (иудеев и мусульман), с того времени - погромы и насильственные крещения, потом - поражение в правах по образцу других христианских стран, а 100 лет спустя - изгнание.